Крестовоздвиженский храм в Самаре - 75. Молитва святого Ефрема Сирина (начало)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

75. Молитва святого Ефрема Сирина (начало)

 

Великим постом эта молитва каждый день дважды читается в конце каждой великопостной службы от понедельника до пятницы включительно.

При первом чтении этой молитвы после каждого прошения кладётся земной поклон. Потом 12 раз про себя с поясными поклонами читается молитва:

«Боже, очисти мя, грешнаго и помилуй мя».

Затем читается вся молитва, после которой кладут один земной поклон.

Господи и Владыко живота моего!
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми!
 (Поклон)
 Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.
 (Поклон)
 Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.
 (Поклон)
Господи! Жизнь моя в Твоей власти.
Не дай мне (избавь меня от) духа праздности, беспечности, властолюбия и пустословия!

 Но одушеви меня духом целомудрия, смирения, терпения и любви.

О, Господи, Царь мой! Дай мне видеть собственные грехи, - а другого не осуждать, потому что Ты благословен в вечные века. Аминь.

Эта короткая молитва занимает важное место в великопостном богослужении и в деле покаяния вообще. В её десяти прошениях перечислены все основные отрицательные и положительные элементы покаяния и определён перечень подвигов покаяния. Цель этих подвигов в освобождении от своих недугов и стяжании даров Духа Святаго.

Господи и Владыко живота моего!

Обращение, в котором мы настраиваемся на покаянное прошение.

Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми!

1. Праздность. Лень, нерадение, небрежность, закапывание своих талантов. Корень большинства наших недугов. В том числе, часто корень уныния.

Праздный человек разрушает себя и отдаляется от Бога. Праздный человек — вредный член общества, вредный член государства.

    Праздность всегда и обязательно:
  • расточительство,
  • утрата способностей и возможностей,
  • паразитизм,
  • перестройка общественных отношений
  • и культурных целей и ценностей.

Всегда можно найти осмысленное дело или осмыслить дело, которым занимаешься. Честный поиск такого дела или попытки осмысления — тоже занятие.

Человек, погружённый в своё дело, во славу Божию, имеет гораздо меньше возможностей грешить. Если же дело само по себе греховно, его надо или сделать не греховным, или менять.

2. Уныние. Упадок духа, депрессия, чувство безнадёжности, брошенности и оставленности всеми и Богом.

    Уныние бывает и не у праздных:
  • У уставших и утративших смысл своего дела и надежду на успех.
  • У пессимистов, которые считают бессмысленным и безнадёжным всё окружающее бытие (а не только и не столько своё дело).
  • У переживающих горе, например, тяжкой утраты близкого человека.
  • У тяжело больных.

Уныние - это убийство своей души, поэтому с унынием трудно бороться и кажется невозможным, бесполезным бороться.

Всегда надо искать смысл жизни и деятельности и всегда можно его найти. Молитва, обращение к Богу, Церкви и близким в этом помогут.

Пока человек жив, пока существует мир, у их бытия есть смысл существования, есть Промысел о них, Божья любовь, помощь и урок им. Надо искать и найти.

Настоящая усталость действительно требует отдыха. Видами отдыха могут стать сон, безмолвие, молитва, смена деятельности, …

Если действительно нет надежды на достижение цели, значит, цель поставлена неверно. Тогда можно сменить цель на последовательность других целей.

Любое горе надо понять 1) как личное, и урок Божий; 2) как горе ближнего, которому надо помогать, а не цацкаться со своим унынием.

С этой стороны может быть осмысленно и такое горе, как своя тяжёлая болезнь, мешающая близким. Не мешает она им (при правильном подходе), а тоже во благо!

Надо научиться давать ближним, но надо научиться и принимать от ближних.

3. Любоначалие. Любовь к власти, стремление к первенству над другими. Но также гордыня, тщеславие, самомнение, самолюбие, надменность, превозношения себя и уничижение других,… Собственно, на любоначалие опираются все виды неправильного, властно-неравного отношения к другим людям.

В любоначалии погрязли все виды соревнования. В наше время к амбициозности — призывают как к положительному качеству.

Любоначалие убивает любовь, порождает отчуждение, искажает общение, разрушает общество.

«Больший из вас да будет вам слуга» (Мф.23:11).

Надо стремиться соответствовать положению, как сказал Господь. Надо помнить и стремиться к тому, чтобы твои права соответствовали твоим обязанностям. А значит, соответствовать твоим способностям, возможностям, призванию, интересам.

Дополнительные средства борьбы с любоначалием: стремиться к возрастанию взаимной любви, действенному, полезному и приятному общению, соборности.

4. Празднословие. Господь сказал, что за всякое праздное слово мы дадим ответ.

  • Слово меняет нас, воздействует на окружающих и звучит неопределённо долго. Но не только. Слово меняет и весь мир в целом. Сам Бог явлен как Слово.
  • Празднословие отнимает наше и чужое время от нужного (дела, общения).
  • Празднословие разрушает смысл и рассеивает мысль.

Следует избегать болтунов и пустых разговоров, собраний и мероприятий.

Но главное, за собой смотреть и к своим речам прислушиваться, пресекая ненужные.

Народная мудрость гласит: «слово — серебро, молчание — золото».

Единственными оправданиями могут быть любовь к ближнему и польза дела, но и в этом случае разговор можно наполнить смыслом.

«Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия» (Пс.140:3-4).

Господь говорит, что даже «молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны» (Мф.6:7). Молитва Господня содержит только 7 прошений. Ангелы славословят Бога кратко: «Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф!»

Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждъ ми!

Таким образом, исцеление от этих четырёх недугов уничтожает основу если не всех, то большинства грехов. Избавляясь от этих недугов, мы направляем себя к активной жизни
1. в осмысленной деятельности во славу Божию и уповая на Божью помощь,
2. в усердии и трезвении,
3. в любви и смирении,
4. не рассеиваясь и не отвлекаясь на пустое и, тем более, душевредное.

    Дополнительно можно отметить, что
  • борьба с праздностью направляет на деятельность;
  • борьба с унынием способствует сохранению осмысленности и полезности деятельности;
  • борьба с любоначалием помогает избежать неверного устроения и ложных целей деятельности;
  • борьба с празднословием помогает бороться с никчёмной деятельностью.

Самостоятельно избавиться от этих недугов невозможно, и мы в первой части молитвы в смирении взываем к Божьей помощи.

Во второй части мы переходим к положительным целям покаяния. К основам всех добродетелей.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления