Крестовоздвиженский храм в Самаре - 23. «Хлеб наш насущный дай нам на сей день»
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

23. «Хлеб наш насущный дай нам на сей день»

 


Хлеб наш насущный даждь нам днесь Хлеб наш насущный дай нам на сей день

В своих прошениях мы постепенно спускаемся от небесного к земному.

Бог «дает пищу всякой плоти, ибо вовек милость Его» [Пс.135:25]. «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» [Мф.5:45].

Тут мы молим о том, чтобы Бог даровал всем нам, а не только мне, всё, что необходимо нам для жизни и для возможности возрастать к Царствию Божию.

Причём молим не о том, чтобы Он обеспечил нас всех на всю нашу жизнь. Только на сей день. «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» [Мф.6:34]. В этом скрыта уверенность в том, что Бог и завтра нас не оставит. И готовность сегодня сосредоточиться на том, чтобы достойно прожить сегодняшний день. А потом и завтра, и так каждый день.

Только необходимое, насущное и только на сей день.

Тут надо уточнить. Суть дела не в имении чего-то избыточного, а в отношении к тому, что имеешь. Это много раз показывается в Евангелии и растолковывается в святоотеческом наследии. Для больших дел нужны большие средства. Дело не в том, чтобы их иметь, а в том для чего их использовать и как к ним относиться. Молитва показывает правильное отношение. Средства нужны для обеспечения своих насущных нужд на текущий момент. Остальное должно использоваться во славу Божию и на благо ближних. Это подчёркивается словом «наш».

Стремление к избытку, к роскоши, к беспроблемному существованию отвращает от небесного, порождает ненужные хлопоты и заботы и развращает. «Не можете служить Богу и маммоне» [Мф.6:24; Лк.16:13].

Но и при правильном отношении к богатству — оно большое искушение: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» [Мф.16:19; Мк.10:25; Лк.18:25].

Причастие также является хлебом насущным, подающим нам жизнь. «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» Эти слова из [Втор.8:3] приводит Спаситель во время искушения [Мф.4:4; Лк.4:4].

И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим
И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим

«ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» [Мф.7:2; Мк.4:24; Лк.6:38], - сказал Господь. Это есть в трёх евангелиях, это очень важно. Кто просит себе прощения, а других не прощает, тот ищет себе осуждения.

«Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» [Мф.6:15; Мф.18:35; Мк.11:26].

Каждый из нас грешен, и в молитве мы просим себе прощения, но нам в той же молитве и Господь указал единственный путь к получению прощения — прощать других.

Об этом Господь сказал притчу о жестоком заимодавце, который сам получил прощение огромного долга, а своему должнику, который должен был ему ничтожную сумму, не простил.

А нам очень часто очень трудно простить другого! Оказывается, что очень просто «простить всех...» - «... за исключением ...» -одного-двух-трёх-... ближних. Тех, с кем мы общаемся. «Как и мы прощаем должникам нашим» в первую очередь о них, - не вообще, а совершенно конкретно!

Для тех, кто не может простить, митр. Вениамин (Федченков) предложил такое средство: прочесть молитву Господню, но вместо этого прошения сказать: «И не остави мне долги, как и я не оставляю должнику моему». С точки зрения логики это одно и то же.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский постоянно писал о грехах своих. А однажды он перечислил 130 грехов!

Слова одного игумена: «Вот заприте наглухо эту комнату на неделю, и вы увидите через неделю на этом столе пыль». Так и грехи.

Но бывает так, что мы вообще присваиваем себе право судить и решать за Бога. Помните: «Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой» [Евр.10:30].

«Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним» [Мф.5:25], в земной жизни, потом будет поздно. Нам это под силу, хотя, порой, и трудно — Бог не даёт непосильных испытаний, Он Сам показал пример прощения на Кресте, и показывает нам каждый день и час на нас и наших ближних. «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» [Мф.5:45].

«Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» [Мф.5:48].

И не введи нас в искушение...

К искушениям относятся и всякого рода трудные обстоятельства, в которые может впасть человек. Это — испытания, которые нам Бог даёт для нашего совершенствования. Без них невозможно прожить. Все искушения таковы, что мы можем им противостоять, выдержать испытание. Бог попускает только посильные искушения и помогает в борьбе с ними.

С любым искушением становится заметно проще справиться, если вспомнить, что это урок, посланный Богом, вспомнить о Божьей помощи и обратиться за ней.

Самый страшный враг человеку — он сам. Человек в его падшем состоянии легко склоняется к любому искушению и готов искушаться. Грехопадение началось с того, что «увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание» [Быт.3:6].

Божья помощь видна при борьбе Каина с искушением убить брата, Бог обращается к Каину и предостерегает его. Но Каин не справился.

Каждому искушению предшествует помысел о нём, соблазн. Это как указатель на неправедный путь. И этот помысел не является грехом, пока человек его отвергает. Помыслы в грех не вменяются!

После появления помысла человек борется с ним и может ему противостоять, пройти мимо. В этом ему помогает Бог через совесть человека и другими способами, через внешние явления: слово человек посторонний скажет, или взгляд на икону упадёт, или ещё что-то.

Грех начинается с того момента, когда человек станет соглашаться с искушением.

Искушение связано с тем, что мы обладаем свободной волей, воля эта не согласована с Божьей, а дух наш слаб, и редко освещается светом Духа Святаго.

Тут мы молим о том, чтобы Бог сподобил нас заметить свет Духа Его, помог понять волю Его и укрепил нашу волю действовать в нужном направлении.

Бог не искушает, а мы искушаемся. Бог же только помогает нам, «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» [Откр.3:20]. И мы молитвенно чаем, что заметим свет Духа. Укрепимся волею в стремлении своём и не собьёмся с дороги, вовремя заметим и не войдём в искушение.

Тут мы молим укрепить нас внутренне, дать нам силы разобраться в себе и совладать с собой.

Но избави нас от лукавого...

Тут же мы просим по мере наших слабых сил оградить нас от внешних искусителей и от тех пут греха, которые проникли в нас и поработили нас.  В первую очередь — от лукавого, от сатаны.

В отношении лукавого надо избегать двух крайностей. Некоторые склонны вообще отрицать существование сатаны и бесов. Они не признают наличие персонифицированных, личностных злых сил, стремящихся причинить зло. Другая крайность — преувеличивать силы и значение лукавого. Отсюда боязнь злых сил, мешающая с ними бороться, а часто и самооправдание, что не справился в этой борьбе. Отсюда и такое робкое отношение к жизни, при котором человек теряет способность принимать решения, жить свободно, ответственно, творчески.

Лукавый — то есть кривой и поражающий. Сатана - «противник», клеветник». Диавол — греческий перевод еврейского слова «сатана» - «клеветник», «обольститель».

Лукавый имеет силу и может причинить великое зло, но не большее, чем нам по силам — когда мы противимся ему. Если же не противимся, попускаем ему, это зло может стать разрушительным.

Обратите внимание — стоит «но», как противопоставление. Это противопоставление связывает это прошение с предыдущим. Мы молим о том, чтобы не погрязнуть ещё глубже во мраке греха, но выбраться обратно к свету. Мы молим о том, чтобы не подпасть под власть лукавого и тогда, когда свернули на кривую дорогу искушения, но молим помочь нам найти в себе силы вырваться из пут лукавого и вывернуть на правильный путь.

Господь избавляет нас от лукавого через воцерковление и через таинства. Через крещение, потом — через покаяние, причастие, соборование (елеосвящение). Через память о Боге, молитву, крестное знамение, соблюдение евангельских заповедей, участие в церковной жизни.

Яко Твое есть Царствие Ибо Твое есть Царство

Мы обращаемся к началу молитвы, замыкая, завершая её.

Тут мы исповедуем, что нынешнее состояние грехопадение, в котором мы выпали из Царства — временно. Мы подкрепляем свои чаяния «да приидет Царствие Твоё» и исповедуем, что у нас есть возможность выйти из-под власти князя мира сего во власть Царя и Бога нашего.

У нас есть возможность обрести Царство Божие ещё при этой жизни, чего достигали наши святые. Уверенность в этом даёт нам надежду на то, что прошения молитвы нашей исполнятся.

Мы исповедуем, что мы можем вернуться в Царствие Божие.

И сила...

Вся сила от Бога, и кто приписывает силу себе — заблуждается. Бог даёт нам силы, достаточные для того, чтобы преодолеть все напасти и прийти к Нему. Но Он же попускает нам прилагать эти силы по нашей воле. Мы исповедуем, что Бог дал нам достаточно сил, и уверенность в этом даёт нам надежду на то, что прошения молитвы нашей исполнятся.

Мы исповедуем, что у нас есть силы вернуться в Царствие Божие, и молим сподобить нас правильно использовать свои силы.

И слава во веки...

Слава Божья — это то, чем весь этот мир создан, чем он держится, движется и управляется. Это нетварная энергия Божия, через которую всё есть. На иконах мы видим изображение этой славы в нимбах, например.

Тут мы исповедуем, что не только Царство, не только сила, но всё от Бога. Напоминаем себе, что вся слава человеческая — это иллюзия, морок, обман. Слава — Божья, и её отблески падают на людей. Если же не от Бога — то это не слава. Дурная слава — только незаконно использует название славы, света, тогда как является тьмой, тенью.

Мы исповедуем, что у нас есть возможность причаститься Божьей славы и через это осветиться и освятиться. Через это, через стяжание Духа Святаго и осуществляется то, о чём мы молимся.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления