Крестовоздвиженский храм в Самаре - 15.03.15-21.03.15 Неделя Крестопоклонная
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

15.03.15-21.03.15 Неделя Крестопоклонная

 

в начало На этой седмице:

15/2 марта: Преставление святителя Арсения, епископа Тверского (1409). Иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (1917).

17/4 марта: Преподобного Герасима Вологодского (1178). Благоверного князя Даниила Московского (1303).

18/5 марта: Благоверного князя Феодора Смоленского и сыновей его Давида и Константина Ярославских чудотворцев (обретение мощей, 1463). Иконы Божией Матери, именуемой «Воспитание».

Преполовение или Средокрестие. На среду этой седмицы приходится середина поста, которая называется Преполовением или Средокрестием. Начиная с этого дня до Великой Среды (включительно) на всех Литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (т. е. к Таинству Крещения).

Пост преполовивше, дерзаим духом на грядущее юношески, благотекуще с Богом, братие, яко да и Пасху радостно узрим Христу воскресшу. Достигнув середины поста, по-юношески устремимся духом к предстоящему пути, шествуя с Богом, братия, чтобы радостно встретить Пасху при воскресении Христовом.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня19/6 марта: Обретение Честного Креста и гвоздей святою царицею Еленою во Иерусалиме (326). В возрасте около 80 лет она получила указание во сне и отправилась из Рима в Иерусалим на поиски «божественных мест, укрытых нечестивыми». И путешествие и дальнейшие поиски мест, связанных с Господом были трудным делом, тем более для столь пожилого человека. Но с помощью Божией под руководством августы (царицы) Елены были найдены пещера, в которой, согласно преданию, был погребён Иисус Христос, Животворящий Крест, четыре гвоздя и другие святые реликвии. Обретение ею Креста положило начало празднику, в честь которого освящён наш храм, - празднику Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (27/14 сентября).

Икон Божией Матери: Ченстоховской (4в), Шестоковской или Шелтомежской (18в), и именуемой «Благодатное Небо» (14в).

20/7 марта: Семи священномучеников, в Херсонесе епископствовавших: Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия, Елпидия и Агафодора (4в). Иконы Божией Матери, именуемой «Споручница грешных» в Корце (Ровенск) (1622), в Одрине (Орловск) (1843) и в Москве (1848).

21/8 марта: Святителя Феофилакта исповедника, епископа Никомидийского (ок. 842-845). Иконы Божией Матери Курской-Коренной (1898), именуемой «Знамение». Поминовение усопших.

И конечно, в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!

в началовверхвниз Евр.4:14-5:6

14 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания [нашего].

15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха.

16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.

5: 1 Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи,

2 могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью,

3 и посему он должен как за народ, так и за себя приносить [жертвы] о грехах.

4 И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон.

5 Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя;

6 как и в другом [месте] говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

в началовверхвниз Мк.8:34-9:1

34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?

38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

9:1 Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их.

в началовверхвниз Возьми крест свойНеделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Через крест достигается преображение нашей души. Почитание Креста всегда понималось Церковью как поклонение Иисусу Христу в свете Его искупительного подвига. «Крест — хранитель всей вселенной, Крест — красота Церкви, Крест — царей держава, Крест — укрепление верующих, Крест — ангелов слава и демонов язва». Так объясняют церковные песнопения значение Креста для всего мира. «Тростию Креста, обмакнув её в красные чернила Твоей крови, Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов», - говорится в одной из стихир. И ещё: «Уже пламенный меч не охраняет врат Едема: он чудесно угашен Древом Креста; жала смерти и адовой победы больше нет; ибо явился Ты, Спаситель мой, с кличем к находившимся в аду: «Идите опять в рай!»

На воскресной всенощной (т.е. накануне в субботу на всенощном бдении) после Великого славословия выносится Святой Крест и с песнопениями и молитвами предлагается для поклонения верующим. Обычно во время целования Креста совершается пома́зание освящённым елеем. Крест выставляется, чтобы напомнить о страданиях и смерти Господней и воодушевить постящихся к продолжению подвига поста и покаяния. Св. Крест остаётся для поклонения до пятницы, когда он, после часов, перед литургией вносится обратно в алтарь.

И так случилось, что в этом году на четверг этой недели, сразу после Преполовения, приходится воспоминание Обретения Честного Креста и гвоздей святою равноапостольною царицею Еленою.

Апостольское чтение (Евр.4:14-5:6) напоминает, что нам помогает и нас ведёт истинный Первосвященник, избранный не от людей, а от Бога, по чину Мелхиседека.

В этом вся суть христианства: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Эти слова Христа слышим мы в Евангельском чтении (Мк.8:34-9:1). Это — тот путь, который ведёт к преображению души и обо́жению. Но это ещё и тот путь, который наиболее подходит нам, самый лучший путь для нас, уготованый нам любящим Богом. И как только так сделаешь, возьмёшь на себя свой крест, сразу иго Его благо и бремя Его легко. И пост будет по-настоящему в радость.

в началовверхвниз Синаксарь в неделю третью Великого поста, средопостную

Стихи:

Пусть вся земля и вся тварь Честному Кресту поклонится,

Коим она поклоненье Тебе узнала, Христе.

Поскольку сорокадневным постом и мы неким образом распинаемся, умерщвляемые страстями и ощущающие горечь от нерадения и падений, то и предлагается Честной Животворящий Крест, как освежающий и укрепляющий нас, приводящий на память страдания Господа нашего Иисуса Христа и утешающий (ибо если Бог наш ради нас распялся, то сколь много и нам подобает для Него трудиться?), облегчающий труды и скорби наши представлением Владычних скорбей, напоминанием и чаянием славы от Креста. Ибо как Спаситель наш, взойдя на него, чрез бесчестие и горечь прославился, так должно и нам поступать, чтобы прославиться, хотя бы и претерпели сперва некоторую тяготу. И еще: как проделавшие тяжкий и длинный путь и трудами изможденные, если найдут где тенистое дерево, то, усевшись ненадолго, отдыхают и, будто помолодев, остаток пути проходят – так и ныне, во время Поста, на трудном и тесном пути насажден святыми отцами посреди его Живоносный Крест, который доставляет облегчение и освежение, и нас, утомленных, на дальнейший труд легкими и подвижными устрояет. Или еще: как в пришествие царя следуют впереди его знамена и скипетры, а затем сам он является, радуясь и веселясь о победе, и тогда же веселятся подданные, – так и Господь наш Иисус Христос, намереваясь вскорости явить знамение победы и по дне Воскресения со славою прийти, предпослал Себе скипетр Свой и царское знамя – Животворящий Крест, который делает нас готовыми в скором времени принять и восхвалить Самого Царя, славно торжествующего победу.

А посреди седмерицы Святой Четыредесятницы предлагается это потому, что из-за сокрушения, огорчения и разленения, приключающихся в нас постом, Четыредесятница сия подобна бывает горькому источнику Мерры. И как божественный Моисей в средину источника того древо вложил, сделав его сладким (см.: Исх.15,25), так и Бог, проведший нас чрез духовное Красное море прочь от фараона, древом Честного и Животворящего Креста горечь сорокадневного воздержания делает сладкой, утешая нас, как в пустыне пребывающих, доколе не возведет Воскресением Своим к духовному Иерусалиму. Или еще: поскольку Крест и по имени, и на деле есть древо жизни, а древо сие насаждено было посреди Эдема, то соответственно сему и божественнейшие отцы посреди святой Четыредесятницы древо крестное насадили, напоминая посредством его и об Адамовом невоздержании, и об упразднении древа того древом нынешним, ибо мы, от него происходя, уже не умираем, но наполняемся жизнью.

Силою его, Христе Боже, и нас сохрани от поношений лукавого, и удостой поклониться Божественным страстям Твоим и живоносному Воскресению, когда благополучно пройдем сорокадневное поприще, и помилуй нас, ибо Ты один благ и человеколюбив.

в началовверхвниз Епископ Митрофан (Зноско-Боровский). Неделя 3-я Великого поста

Неделя Крестопоклонная«За кого вы меня почитаете», — спросил Мессия учеников Своих. — «Ты Христос, Сын Бога Живаго», — от лица всех апостолов ответил Петр. И «с того времени начал Иисус открывать Своим ученикам, что Ему должно идти в Иерусалим, что там Он много пострадает от старейшин, от первосвященников и книжников, будет убит и в третий день воскреснет».

Но ап. Петр, отозвав Его, начал прекословить Спасителю: «Будь милостив к Себе, Господи, да не будет этого с Тобой». Только что исповедавший Христа Сыном Божиим, ап. Петр все еще находился под влиянием фарисейских воззрений о Мессии, не мог он примирить старые национальные воззрения с мыслью о страданиях и смерти Спасителя. «Отойди от Меня, сатана, — сказал Петру Христос, — ты Мне соблазн, ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». Просьба Петра, обращенная к Спасителю была как бы повторением того искушения, с которым когда-то приступил ко Христу в пустыне искуситель: Петр искушает Спасителя страхом предстоящих страданий, чем и уподобился несознательно сатане.

Обличив Петра, Христос подозвал народ с учениками и указал им высший идеал духовной жизни, указал при каком условии человек может следовать за Ним. «Кто хочет идти за Мной, отвергнись Себя, возьми крест свой и следуй за Мной», — сказал Христос.

«Возьми крест», — что это значит? «Крест, - говорит ап. Павел, - есть распятие плоти со страстями и похотями». Не подумайте, дорогие, что ап. Павел имеет здесь в виду только услаждения и плотские страсти. Он пишет коринфянам: «Поскольку у вас распри, вы еще плотские», живете по плоти. «Откуда у вас распри и вражды, — вопрошает ап. Иаков, — не от вожделений ли ваших, воюющих в плоти?» И стремящийся к первенству, и одержимый жаждой наживы, и одержимый гордостью и тщеславием, и напоказ совершающий добродетели — все это люди плотские, ходящие по плоти. Итак, «распять плоть со страстями и похотями» означает: живи, и внутренне и внешне, по Богу — будь бездействен на все, что неугодно Богу.

Крест Христов — это свидетель любви Божией к человеку. Крест Христов есть и упразднение греха.

«Кто хочет идти за Мной» — говорит Христос, — прежде всего «отвергнись себя», и лишь тогда будешь в силах «взять крест свой и следовать за Мной».

Следовать Христу означает — жить по Евангелию, проявляя всякую добродетель и благочестие, и прежде всего добродетель любви к Богу и к человеку. Желающий следовать Христу должен отвергнуть себя: изгнать из своего характера и привычек, из мысли и чувства, все, что удаляет тебя от Христа и уже должен не щадить себя, а если призовет время, должен быть готовым и на смерть ради истины Христова учения.

К работе над собой зовет и обязывает нас Крест Христов. Мы знаем по опыту, как трудна бывает работа над самим собой. И знаем, что без этого упорного труда над собой человек всегда будет «медью звенящей», его жизнь будет протекать вне Христа, и останется он человеком плотским, возможно — обрамленным узором церковной традиции. К такому христианину обращено ныне слово Спасителя: «отойди от Меня, лукавнующий ум, ты Мне соблазн, ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». Аминь.

в началовверхвниз Протоиерей Г.С. Дебольский. Преполовение Четыредесятницы

Неделя КрестопоклоннаяБлагоговея пред животворящим Крестом и призывая нас на поклонение ему, Церковь в четвертую седмицу взывает: «Святая сия и светоносная седмица предлагает миру всечестный Крест: приидите поклонитеся со страхом и любовию. Божественный и Всечестный Крест есть для нас сокровище освящения и силы. Он испущает световидное сияние благодати, и как источник кипит Божественными дарованиями: он утоляет прегрешения, разрешает болезни. Только водрузилось древо Креста Христова, поколебались основания смерти. Поклонимся Кресту Господню».

Примером Господа, смирившего себя до смерти крестной, Церковь, по достижении средины святого поприща поста, особенно внушает нам смирение, которое по мере преуспеяния в благочестии становится необходимее, дабы гордостию и возношением фарисейским не затмить совершенных подвигов благочестия и не потерять оправдания пред Богом, взирающим не только на деяния наши, но и на помышления. Для сего Церковь в четвертую седмицу Четыредесятницы многократно напоминает о смирении мытаревом и превозношении фарисеевом. «Не возвышайся добродетелями и не осуждай ближняго, как велихвальный фарисей, считая себя праведным, но в смиренном помышлении о своих согрешениях возопи, как мытарь: “Боже, очисти мя грешного и спаси мя”».

Святой Амвросий Медиоланский в IV веке в преполовение Четыредесятницы говорил: «Возблагодарите, братие, Божественное милосердие за то, что оно дало вам благополучно достигнуть половины Четыредесятницы. Но за сей дар достойно возблагодарить могут только те, кои доселе старались жить так, как они научены в начале Четыредесятницы, то есть те, кои старались испросить себе отпущение грехов ежедневным постом, милостынею и посещением церкви. А что касается до тех, кои небрегли о всем этом, то есть не постились ежедневно, не творили милостыни, не прилежали к молитве, или молились без сокрушения сердечного, то сии должны не радоваться, а скорбеть и плакать».

в началовверхвниз Пассия

ПассияВеликим постом в наших храмах совершается вечерня с чтением акафиста Страстям Христовым, или, как ее еще называют, Пассия. За пост Пассия совершается четыре раза, по количеству евангелистов. По установившемуся обычаю, эта служба совершается в воскресный вечер и соединяется с великой вечерней. Как правило, цикл Пассий начинается со второй Недели Великого поста, посвященной святителю Григорию Паламе. Традиционно Пассия совершается в середине храма перед Распятием.

Служба Пассии указывает на образ Страданий и Смерти Христовых и взывает к душе человека, следующей Христу либо отвергающей Его. Верующие призываются к покаянию в своих прегрешениях и внимательному и строгому рассмотрению своих отношений с Богом. Принимаем ли мы на себя добровольный крест следования за Христом? Можем ли мы искренне молиться за наших обидчиков? Насколько способны мы смиренно сносить обиды и оскорбления от наших ближних? Насколько распинаем мы свои страсти и греховные помыслы?

Всмотримся в себя, вслушаемся в акафист Страстям Господним и от всего сердца повторим его слова: «Вем, воистинну вем со пророком, почто червлены ризы Твоя: аз, Господи, аз грехами моими уязвих Тя», т.е.: «Знаю, Господи, знаю, почему красны Твои ризы, это я своими грехами изъязвил Тебя».

в началовверх Владимир Легойда. О том, как стать добрым. Журнал «Фома» №8, 2013.

Самые простые, самые понятные и одновременно самые важные истины – правила нередко являются наиболее сложными для исполнения. Попробуйте, к примеру, стать добрым человеком. Очевидно, что это хорошо и правильно. И вряд ли найдутся на свете люди, которые бы отвергали идеал доброты. Но… как мне стать добрым, если я вижу, что я не добр? Для христианина здесь существует хрестоматийный ответ: соблюди заповеди. Все так. Но в том и проблема, что евангельские заповеди сразу выявляют во мне неспособность к их исполнению. И чем более я стараюсь им следовать, тем отчетливее понимаю, насколько же я далек от них.

Скажем, Евангелие говорит просто, понятно и вполне однозначно: какая заслуга, если вы любите любящих вас, научитесь любить своих врагов (см. Мф 5:43-46). Но про себя я понимаю, что даже любящих меня не могу любить так, как должно. Возьмем важнейшую заповедь о почитании родителей. Ее исполнение — некий индикатор человечности и доброты. Норма, ниже которой опускаться нельзя ни при каких обстоятельствах. Для самых последних мерзавцев мама — это святое. Но насколько легко эта простая заповедь исполнима не в теории, а на практике? Особенно в отношении пожилых родителей, которые не всегда уже быстро соображают, плохо слышат, порой путано выражают свои мысли… С ужасом обнаруживаешь, что все эти стариковские немощи тебя жутко раздражают и что ты прилагаешь огромные усилия, чтобы это раздражение не выпустить наружу. Но все равно выпускаешь, безвольно фиксируя, какой же ты мерзавец… И как быть с заповедью о любви и почитании родителей?

Есть в Сети такой известный ролик — «Что это?». На лавочке сидят двое мужчин — пожилой и молодой. Пожилой смотрит на воробья, севшего на куст рядом, и спрашивает у молодого: «Что это?». Мужчина отвечает: «Это воробей». Пожилой снова спрашивает: «Что это?». Потом — еще раз. И еще. И еще… Молодой отвечает, с каждым разом все более раздраженно. Наконец, срывается на крик: «Отец, почему ты каждый раз спрашиваешь — что это? Я уже десять раз сказал — это во-ро-бей!» Отец внимательно смотрит на него. Потом молча поднимается и уходит в дом. Возвращается с потрепанной тетрадью, дает ее сыну и говорит: «Читай вслух». Сын читает: «Сегодня я с моим трехлетним сыном гулял в парке. Перед нами сел воробей. Мой сын спросил двадцать один раз: «Что это?» И я двадцать один раз ответил ему, что это — воробей. Я обнимал его каждый раз, когда он спрашивал меня об этом, снова и снова. И я вовсе не сердился на моего маленького мальчика…». Сын молча сидит какое-то время, потом виновато обнимает отца и целует его. Мудрая, трогательная история, без слез смотреть невозможно. Знаете, что самое ужасное? Смотришь этот ролик, плачешь… и вдруг тебя зовет мама, а ты в ответ: «Ну чего тебе? Не видишь, я занят!» И тут же — такое раздражение накатывает… Так как же стать добрым-то?


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления