Крестовоздвиженский храм в Самаре - 01.03.15-07.03.15 Неделя Торжества Православия
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

01.03.15-07.03.15 Неделя Торжества Православия

 

в началоНа этой седмице:

Феодор Тирон1 марта / 16 февраля: Торжество Православия. Иконы Божией Матери Кипрской в селе Стромыни, Московской обл. (переходящее празднование в первое воскресенье Великого поста).

Косьма Яхромский2 марта / 17 февраля: Великомученика Феодора Тирона (ок. 306). Священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России чудотворца (1612).

3 марта / 18 февраля: Святителя Льва, папы Римского (461). Преподобного Косьмы Яхромского (1492).

4 марта / 19 февраля: Апостолов от 70-ти: Архиппа и Филимона и мученицы равноапостольной Апфии (1 в), учеников и сподвижников ап. Павла.

5 марта / 20 февраля: Преподобного Льва, епископа Катанского (ок. 780). Преподобномученика Корнилия, игумена Псково-Печерского (1570), и ученика его Вассина - муромца.

6 марта / 21 февраля: Преподобного Тимофея в Символех (795). Дойдя до высших ступеней духовного совершенства, он получил от Бога дар исцеления болезней и изгнания нечистых духов. Много лет преподобный провел в отшельничестве, скитаниях и молитве.

7 марта / 22 февраля: Обретение мощей святых мучеников в Евгении (395-423). Во время гонений на христиан останки святых мучеников обычно погребались верующими в потаенных местах. Таким образом, в Царьграде, близ ворот и башни, называемых Евгениевыми, оказались погребенными множество тел мучеников, имена которых оставались неизвестными Церкви. Когда на этом месте стали происходить чудесные исцеления, мощи святых были обнаружены и с великой честью перенесены в храм. Так получилось, что в этом году этот день совпал с родительской субботой.

Родительская суббота. Мы поминаем всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви.

И конечно, в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!

в началовверхвнизЕвр. 11: 24-26, 32 - 12: 2

Обретение мощей святых мучеников во Евгении 24 Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой,

25 и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение,

26 и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.

...32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,

33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,

34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;

35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;

36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,

37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;

38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,

40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

12:1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,

2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

в началовверхвнизИн. 1:43-51

43 На другой день [Иисус] восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

44 Филипп же был из Вифсаиды, из [одного] города с Андреем и Петром.

45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

49 Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

в началовверхвнизПервая Неделя Великого поста называется Неделей (воскресеньем) Торжества Православия над всеми ересями, и в частности над иконоборческой. Поэтому в это воскресенье положено поклонение Нерукотворенному образу Спасителя. В этот же день мы славим икону Божией Матери Кипрскую в селе Стромыни.

Продолжается пост, и апостольское чтение недели (Евр.11:24-26.32;12:2), чтобы утвердить нас в вере и благочестии, ставит нам в пример ветхозаветных праведников. Они чаяли пришествия Спасителя и принимали мучения и смерть за веру.

Эта цепочка подвига веры тянется через новозаветных праведников к нам, «потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства».

Так, евангельское чтение (Ин.1:43-51) рассказывает нам о том, как Ветхий Завет праведниками прорастал в Новый Завет. Мы слышим о призвании апостолов Филиппа и Нафанаила. Филипп не только сам тотчас следует призванию Господа, но и других (Нафанаила) старается привлечь к Господу. Нафанаил сомневается: «из Назарета может ли быть что доброе». Но следует совету: «пойди и посмотри», и принимает Христа всем сердцем: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев». Это совет всем нам: пойти в Церковь, в храм Божий, и посмотреть! И услышать слова Господа тем, кто Его встретил: «Отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

В Воплощении и Воскресении Господнем была разрушена преграда между Богом и людьми, вновь началось общение между миром горним и миром дольним. Бог стал Человеком, чтобы человек мог стать богом по благодати. Через Иисуса Христа, принявшего человеческий образ, люди получили возможность восстановить в себе образ и подобие Божие. Тысячи и тысячи последовали за Христом. Целью покаяния и поста человека стало обо́жение. Очистившись, мы приходим к Богу: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Святые угодники Божии, молите Бога о нас!

в началовверхвнизТоржество Православия

В Синаксаре в неделю первую Великого поста сказано: «В сей день, в первую Неделю святого поста, Церковью принято праздновать восстановление почитания святых и честных икон, совершенное царем Михаилом и его матерью, блаженной царицей Феодорой, а также святым патриархом Константинопольским Мефодием». Иконоборцы, отрицая почитание икон и священных изображений, подрывали православный догмат о воплощении, то есть, что Сын Божий стал подобным нам человеком, а следовательно, и описуемым.

Праздник установлен при царице Феодоре в 843 г. К 12 веку сложился особый чин Торжества православия (Последование в неделю Православия), который к 14 веку был дополнен текстами, содержащими православные догматы. В тексте службы провозглашается торжество Церкви над всеми существовавшими ересями, включая иконоборческую, утверждаются постановления семи Вселенских соборов. Особое место в службе занимает чин анафематствования лиц, совершивших, по мнению церкви, тяжкие прегрешения перед Православной Церковью (совершается только на архиерейской службе).

В чине Торжества Православия читается послание апостола Павла (Рим.16:17-20), в котором он наставляет нас остерегаться и уклоняться от людей «производящих разделения и соблазны, вопреки учению» православному. Мы видим таких, пытающихся разрушить и веру нашу, и наш образ жизни, стремящихся поссорить и разобщить нас с нашими ближними и с братским народом. Постараемся во всей нашей жизни следовать пожеланию апостола: «чтобы вы были мудры на добро и просты на зло». Читается также Евангелие (Мф.18:10-17), наставляющее нас заботиться ο возвращении на путь спасения всех, сбившихся с этого пути, а упорных грешников сначала увещевать, но если ничего не помогает, отлучать их от общества верующих как негодных членов.

в началовверхвнизСинаксарь в неделю первую Великого поста. Торжество Православия

Стихи: 

Изгнаны были иконы с бесчестьем из храма
Радуюсь, видя, как им, кланяшь, честь воздают.

В тот же день, первое воскресенье Поста, вспоминаем восстановление святых и честных икон, бывшее от приснопамятных самодержцев Михаила и матери его Феодоры, правящих в Константинополе, в патриаршество святого исповедника Мефодия.

Когда Лев Исаврянин, в прошлом погонщик ослов и свинопас, завладел по Божию попущению скипетром царства, святой Герман, воспринявший в это время кормило Церкви, внезапно вызван был к царю и услышал: «Святые иконы, как я полагаю, владыко, нимало не разнятся от идолов. Итак, вели поскорее изъять их. А если это истинные образы святых, пусть все же повесят их выше, дабы мы, проводя жизнь в грехах, не оскверняли их всякий раз лобызанием». Патриарх же принялся от таковой мерзости его отвращать: «Неужто, царь, ты тот, о ком мы слышали, будто он в свое время вознеистовствует против святых икон? Ведь его имя – Конон». А он в ответ: «Но я так именовался еще в младенчестве». Не склонив патриарха к согласию, Лев изгоняет его, а взамен ставит единомысленного себе Анастасия и тем полагает начало открытой борьбе со святыми иконами. Рассказывают, будто ненависть эту впервые внушили царю евреи, некоей ворожбой предсказавшие ему возведение на царство, когда он, будучи бедняком, зарабатывал среди них пропитание как погонщик ослов.

Торжество ПравославияПосле того, как Лев худо окончил жизнь, преемником царской власти, а особенно неистовства против святых икон, становится рожденный от него свирепейший «львенок» – навозоименный Константин. И надо ли говорить о том, что совершил во множестве сей беззаконник? Когда же он умирает, поставляется на царство сын его от жены-хазарки, а как только принимает злую кончину и этот, наследниками власти становятся царица Ирина и сын ее Константин.

Направляемые святейшим патриархом Тарасием, собирают они Седьмой Собор, и Христова Церковь снова приемлет святые изображения. Когда же и эти были от царствования удалены, из геникона возводится на престол Никифор, а после царствуют сын его Ставракий и Михаил Рангавей, чтущие божественные иконы.

Михаилу преемствует зверовидный Лев Армянин, который, будучи лукаво прельщен неким монахом-затворником, поднял новое гонение на иконы, и Церковь Божия опять оказалась лишена украшения. Льва сменяет Михаил-аморей а этого – сын его Феофил, в своем неистовстве против икон оставившие позади всех прочих. И вот, тот самый Феофил, кто множество святых отцов именно за честные иконы предал страшным карам и истязаниям, в еще большей степени заботился будто бы о правосудии, так что учинил однажды расследование, не досаждает ли кто в городе другому, и за много дней никого, как рассказывают, не нашел. Когда же царь, двенадцать лет ни на что не жаловавшийся, занемог сильнейшим брюшным расстройством и предстояло ему расстаться с жизнью, уста его безмерно разверзлись, так что стали видны внутренности. И вот авгу́ста Феодора, удрученная случившимся, едва погрузившись в сон, созерцает в видении Пречистую Богородицу, держащую в объятиях Превечного Младенца и окруженную светлыми ангелами, а также супруга своего Феофила, терпящего от них побои и поношения. И когда отошел от нее сон, Феофил, слегка приподнявшись, возопил: «Горе мне, несчастному: подвергаюсь побоям за святые иконы!» Царица без промедления возлагает на него образ Богородицы, молясь Ей со слезами. Феофил, хотя и находился в таком состоянии, заметил, что один из бывших при нем носит наперсный образ и, схватив его, облобызал. И немедленно уста, роптавшие на иконы и безумно разверзавшаяся гортань стали возвращаться в прежнее положение. Так избавился он от владевшей им напасти и причиняемой ею муки и уснул, исповедав, что святые образы чтить и поклонение им воздавать – благое дело. Царица же, извлекши из кивотов своих святые и честные иконы, склонила Феофила их лобызать и от всей души чествовать. Малое время спустя уходит из жизни Феофил.

Феодора же, назвав по именам всех бывших в изгнании и заточении, повелевает отпустить их на волю. И сведен был с патриаршего престола Иоанн, он же новый Янний, скорее волхвоначальник и демононачальник, чем патриарх, а взошел на него исповедник Христов Мефодий, ранее много пострадавший и заживо заключенный в гробнице.

Когда происходили эти события, было от Бога некое посещение Иоанникию Великому, подвизавшемуся на горе Олимп. К нему явился великий подвижник Арсакий и сказал: «Бог прислал меня к тебе, чтобы мы пошли в Никомидию к преподобнейшему мужу Исайе Затворнику узнать от него о том, что Богу угодно и для Церкви самой прилично». И достигнув преподобнейшего Исайи, слышат: «Вот что говорит Бог: се, приблизился конец врагам Моего изображения! Вы же, придя к царице Феодоре, а также к патриарху Мефодию, скажите следующее: «Удали всех нечестивых, а потом вместе с ангелами принеси жертву Мне, воздавая честь изображениям Лица и Креста Моего!»» Услышав сие, отправляются они в Константинополь и возвещают сказанное патриарху Мефодию и всем избранным от Бога. Те же, собравшись, прибывают к царице и находят ее во всем покорной, ибо она, как наученная от отцов, благоговейна и боголюбива была. И немедленно раскрыв висевший на шее образ Богородицы, облобызала его на глазах у всех со словами: «Если кто сим образам не кланяется и не лобызает их как должно, то есть не идолопоклоннически, не как богов, но ради любви как изображения первообразов, да будет анафема!» Отцы же весьма возрадовались, но и она просит их сотворить молитву о муже ее Феофиле. Те же, видя веру царицы, хоть поначалу и отказывались, после смягчились. А патриарх Мефодий, собрав в Великую Церковь Божию весь народ, всех клириков и архиереев, является туда сам. Были среди них и отборные воины Христовы: Иоанникий Великий, Арсакий и Навкратий с Олимпа, и Феодора Студита ученики, и из Великого села исповедники Феофан и Феодор Начертанные, и святоградец Михаил Синкелл и иных множество. Совершают они всенощное моление к Богу о Феофиле, единодушно прося за него со слезами и усердной мольбой. Исполнялось это и во всю первую седмицу Поста, причем и сама царица с женщинами и остальным народом делала то же. Среди всех этих событий Феодора под утро в пятницу задремала. И представилось ей, что она находится у крестного столпа, и какие-то люди проходят с шумом по дороге, неся орудия мучений. Узнав среди них и царя Феофила, ведомого с руками, скрученными назади, царица сама последовала за ведущими. И вот, когда достигли Медных врат, видит некоего Мужа дивного обликом, сидящего перед образом Христа, против которого и Феофила поставили. Припав к Его ногам, царица молила о царе. Он же, едва отверзая уста, произносит: «Велика твоя вера, женщина. Знай же, что ради слез твоих и веры, а также ради ходатайства и моления рабов Моих и иереев Моих даю прощение твоему мужу Феофилу». И далее приказывает ведшим царя: «Развяжите его и отдайте жене». И взяв мужа, отошла она с веселием и радостью, и тотчас оставляет ее сон. Вот что видела царица Феодора.

А патриарх Мефодий, пока совершались молитвы и прошения за царя, взяв обычный пергамент, начертал на нем имена всех царей-еретиков, включив туда самого Феофила, и положил под святым престолом. Близ пятницы видит и он некоего ангела, грозного видом, который вошел в Великий храм и, как передают, приблизившись к нему, сказал: «Услышано моление твое, епископ, и царь Феофил получил прощение. Итак, более не докучай о нем Божеству!» А тот, испытывая, истинно ли увиденное, сошел с места, взял пергамент и, развернув, нашел – о, судьбы Божии! – что имя Феофила совершенно изглажено Богом.

Узнав о том и премного возрадовавшись, царица уведомляет патриарха [о своем повелении] собрать весь народ с честными крестами и святыми иконами в Великую церковь для возвращения ей красоты священных изображений и извещения всех о новом чуде. И вот, когда без малого все собрались в храме со свечами, являются и царица с сыном, и по совершении там литии исходят собравшиеся со святыми иконами, с божественными и честными древами Креста, со священным и божественным Евангелием до места, именуемого Милион, возглашая: «Господи, помилуй!» И возвратясь затем в церковь, совершают Божественую литургию, после чего избранными святыми мужами восстанавливаются [на прежних местах] святые и честные иконы, называются по именам благочестивые и право исповедующие и, напротив, отвергаются и предаются анафеме все противящиеся почитанию священных образов. С той поры и определили святые исповедники торжеству сему быть ежегодным, дабы никогда не впали мы вновь в подобное нечестие.

Неизменный образ Отчий, по молитвам святых Твоих исповедников помилуй нас. Аминь.

в началовверхвнизЕпископ Митрофан (Зноско-Боровский). Неделя православия

Братья и сестры, непобедимая сила Христова, сила Православия в любви. «Так возлюбил Бог мир, что Сына Своего Единородного послал» на землю. К нам сошедший Мессия Христос, сокрушивши «отца лжи», проложил человеку путь к обновлению человечества. Он сокрушил «человекоубийцу искони» Крестом, и всех, кто желает освободиться от власти диавола — говорит архиеп. Иоанн Шанхайский, - Господь объединил в одну Семью, в одну Дружину воинов Христовых — по вселенной рассеянных создав для них Крепость — Церковь Свою. Сам Христос стоит во главе этой Крепости, Сам Он невидимо возглавляет всемирную Дружину воинов Своих, поставляя над ними начальников, увенчивая победителей венцами нетления. На твердом, непоколебимом Камне Веры основал Христос эту Крепость духовную, оградил Ее Своими законами и уставами, дал указания для битвы, вручил Своему воинству оружия — из коих главное: любовь, всех со Христом во едино существо связующая.

Жизнь мира — это непрестанное состояние войны. Во все века идет напряженная борьба и эта борьба будет продолжаться, пока не появится на облаках Христос-Победитель, и не поразит обольстителя и всех обольстившихся им. Окончательно победит в этой борьбе Церковь Христова. Не раз силы сатанинские обрушивались грозно на Церковь и, казалось, вот-вот низринут Ее, но силою Божией вновь из пепла поднималась эта Твердыня Божия и снова торжествовала свою победу.

Подвергалась Церковь Христова ужасным гонениям в первые три столетия, подвергается — во всем мире — и сейчас. «Если бы у меня были сотни уст и железная грудь, — пишет современник гонений первых веков, — то и тогда я не мог бы исчислить всех родов мучений, которые претерпевали верующие». К концу 3го века были запрещены богослужебные собрания верующих, был издан приказ: отнимать у христиан и сжигать все списки св. Писания, было приказано всех лиц духовного звания заключать в тюрьмы, как политических преступников, было приказано всех, кто обнаружен в принадлежности к христианству, заключать в тюрьмы, требовать от них принесения жертв идолам, в случае же отказа — подвергать жестоким пыткам, и был определен срок для полного уничтожены христианства.

В 20м веке мы своими глазами видим, как некогда бывшее повторяется в более широких масштабах и с большей жестокостью и продуманностью. Кто вдохновители сего? Те же, что и в первых веках — это сатанисты всех мастей. Нас не оставит уверенность в том, что и ныне Божия Твердыня снова восторжествует свою победу, ибо любовь Божия непобедима.

Сегодня, в «Неделю Православия» Церковь прославляет тех, кто увенчан на поле брани славою, и оглашает имена изменников, предателей Истины, обращаясь к нам: «остерегайтесь их; они были среди нас, но они ушли от нас, и ныне они не Христовы». Мы молимся, чтобы отпавшие вернулись к вере истинной, ко Христу в Церковь Его. И верим, что те, кто ушел «на страну далече» по неразумению или заблуждению, кто не ожесточил окончательно сердце свое, вернутся в покинутую Крепость Христову.

Зовет нас ныне Христос; зовет к подражанию подвижникам, увенчанным венцами славы. «Стяжи внутрь мир Свыше, в себя войди, укрепи Царство Божие внутри себя» — в этом задача христианина, братия, в современной обстановке, — в этом та сила Христовых воинов, о которую разбиваются все вражие на нас нападения. Аминь.

в началовверхвнизСвященномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси (1530-1612). Неутомимый борец за чистоту Православия и единство Русской земли. Его церковная и государственно-патриотическая деятельность служит ярким образцом пламенной веры и любви для русского человека в течение нескольких столетий. Во-первых, любви к Богу и, во-вторых, любви к Отечеству.

Ермоген, Патриарх Московский и всея РусиОтзывы современников свидетельствуют о Патриархе Ермогене как человеке выдающегося ума и высокой нравственности. При нём издано множество богослужебных книг. Он оставил множество трудов. Он был ярым противником семибоярщины, пытался организовать выборы нового царя из русского рода, первым предложил в цари Михаила Романова. Самоотверженно оберегал Русское государство, словом и делом защищая православную веру от латинства и единство нашего Отечества от врагов внутренних и внешних. Эти качества святителя Ермогена с особенной силой проявились во время польско-литовского нашествия. Свой подвиг спасения Родины святитель Ермоген увенчал мученической кончиной, перешедшей в благодатное молитвенное Небесное заступничество за наше Отечество у Престола Святой Троицы. 7.

в началовверхИеромонах Мефодий. Святитель Гермоген, Патриарх Московский

Образ Святого Патриарха Гермогена весьма поучителен в наши дни. Ибо сочетается в нем личная праведность, личный жизненный подвиг с служением общественным, с самоотверженным служением родине своей.

Всякое земное служение таит в себе соблазн безусловного в нем утверждения, всецелого отдания ему всех духовных и душевных сил. И особенно часто видим мы это в служении национальном. Часто видим мы в жизни, как человек искренний и добросовестный, нелицемерно чистою любовью любящий свою родину, в этом бескорыстном своем чувстве забывает и на второй план оставляет вечное царство небесное.

«Ищите прежде всего Царствия Божия и правды Его», — вот прямой завет евангельский. Это не значит, что человек отказывается от всех земных попечений. Нет, и это бремя ему суждено нести на себе. Но преимущественный жизненный интерес его должен быть направлен на Божие Царство. Им, этим идеалом, должен он освящать и контролировать прочие свои идеалы, пред судом Царствия Божия ставить свое служение царству земному. В этом — подвиг совести, озаряемой евангельским светом и этот свет несущей в окружающую жизнь.

И как раз таким национальным деятелем был Святитель Гермоген. Он любил Бога подвижнической, преимущественной любовью, любил и родину всей полнотой своего русского сердца. За служение родине отдал он жизнь свою. Но это его служение не было утверждением во временных ценностях. Оно было служением Богу, прежде всего.

И потому-то не только национальный герой Святитель Гермоген. Он — святой, он подвижник и истинный Святитель Церкви Христовой.

И великое значение для нас его образа в том, что он учит все временные ценности жизни утверждать в Боге, светом Царствия Божия озарять их. Ибо только тогда наша любовь к родине будет истинною христианскою любовью, когда краеугольным камнем будет иметь она камень веры и подлинного христианского упования.

Молитвами Святителя Гермогена, подвижника Церкви Твоей и «печальника земли русской», помоги нам, Господи, Тебя любить и лучами Твоей любви согревать нашу земную любовь и все наши отношения.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления