Крестовоздвиженский храм в Самаре - 01.02.15-07.02.15 Неделя о мытаре и фарисее
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

01.02.15-07.02.15 Неделя о мытаре и фарисее

 

в началоСплошная седмица. Нет поста в среду и пятницу. На этой седмице:

Макарий Великий1 февраля / 19 января: преп. Макария Великого (391), преп. Макария Александрийского (ок. 395). Они входят в число величайших иноков.

Евфимий ВеликийСреди откровений Макарию Великому есть о том, какой высокой степени совершенства можно достигать в миру. Господь указал ему на двух женщин, бывших замужем за двумя братьями. Они жили всегда в полном согласии и исполняли с усердием свои семейные обязанности; хотя их влекло душой в монастырь, но они оставались с мужьями. Никогда не произносили они лишнего слова, всей душой старались соблюдать заповеди.

Максим ИсповедникМакарий Великий наставлял о молитве: «Говорите: Господи, как Тебе угодно, как знаешь, помилуй меня! Господь, знающий, что вам надо, поможет вам».

Максим ГрекДень интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Начало Постной Триоди. Начинается подготовка к Великому Посту: Недели о мытаре и фарисее, о блудном сыне, мясопустная и сыропустная. Неделя о мытаре и фарисее учит молитве. Неделя о блудном сыне учит покаянию. Неделя мясопустная напоминает о мздовоздаянии и Страшном суде Божием, о том, как можно сподобиться благословения Отца Небесного. Неделя сыропустная призывает к прощению обид и к собиранию сокровищ нетленных.

2 февраля / 20 января: преп. Евфимия Великого (473), называемого также Благодушным и схимником. Наряду с Антонием Великим, Макарием Великим и Пахомием Великим Евфимий считается столпом пустынножительства и основателем монашеского общежития. Прославился прозорливостью и чудотворением.

3 февраля / 21 января: преп. Максима Исповедника (662). Максим Исповедник оставил Церкви большое богословское наследие, которое имело сильное влияние на богословие Православной Церкви в течение всей её истории и имеет до сих пор.

Преп. Максима Грека (1556).

4 февраля / 22 января: ап. Тимофея (ок. 96). Апостольское чтение недели - послание апостола Павла к Тимофею, ученику и спутнику ап. Павла, епископу Ефесской церкви.

5 февраля / 23 января: Священномученика Климента, епископа Анкирского, и мученика Агафангела (312).

5-го февраля 2006 года на 96-м году жизни отошел ко Господу Старец Свято-Успенского Псково-Печерского Монастыря Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

6 февраля / 24 января: Блаженной Ксении Петербургской (19 в).

7 февраля / 25 января: Свт. Григория Богослова, архиепископа Константинопольского (389). Только трёх человек Церковь именует богословами: ап. Иоанна Богослова, Григория Богослова и Симеона Нового Богослова.

Священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого (1918), замечательного проповедника и активного устроителя церковной жизни. Первенствующий член Святейшего Синода с 1912 г. Был единственным иерархом Православной Российской Церкви синодального периода, последовательно занимавшим все три митрополичьи кафедры в Российской империи. В 1891-1892 гг св. Владимир был епископом Самарским и успел много сделать за этот срок. Перед смертью архипастырь совершил молитву, благословил своих убийц и сказал: «Господь вас да простит».

Иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали». (принесена в Москву в 1640 г.).

И конечно, в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!

в началовверхвниз2 Тим. 3:10-15

 

апостол Тимофей10 А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении,

11 в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.

12 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.

13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.

14 А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.

15 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.

в началовверхвнизЛк. 18: 10-14

a href="/users/58/1101458/editor_files/image/Grigori_Bogoslov.jpg" target="_blank" title="Григорий Богослов">Григорий Богослов10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:

12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

в началовверхвнизАпостольское чтение недели (2Тим.3:10-14) наставляет нас на неуклонное пребывание в вере и благочестии, несмотря на гонения и преследования, на примере ап. Тимофея, которого мы славим в среду этой седмицы.

Евангельское чтение недели (Лк.18:10-14) притчей о мытаре и фарисее учит нас покаянию и молитве. Два человека молятся в храме. Один из них, фарисей, благодарит Бога за то, что он лучше других и, переполненный гордыней, хвалит себя. Мытарь же - грешник, он сознаёт свои грехи, глаз поднять не смеет и покаянно молит Бога о милости и прощении.

Началом греха и падения человека была и есть гордость. Она заслоняет человеку Бога и его собственную духовную нищету. Она не даёт искренне раскаяться в грехах. И евангельское чтение недели, готовящей к посту и покаянию, внушает нам, как опасна гордыня и какую огромную силу имеет покаяние. Гордыня сжигает заслуги, а покаяние смывает грехи. Такой «правильный» и «заслуженный» фарисей в своей гордыне ушёл менее оправданным, чем грешный, но покаявшийся мытарь. Последуем же примеру этого мытаря, чтобы покаяться, очиститься и открыть себе дорогу к Богу.

в началовверхвнизЕпископ Митрофан (Зноско-Боровский). «Мытарь и фарисей» (Лк. 18:10-14).

«Боже, милостив буди мне грешному».

Пред нами два человека: строгий исполнитель закона — фарисей, и грешник — мытарь. Фарисей, как видно из его слов, никого не обижал, с уважением относился к чужой собственности, строг был в нравственном отношении, дважды в неделю постился и десятую часть своего заработка отдавал на церковь.

Неделя о мытаре и фарисееО добрых делах мытаря ничего не сказано: он явный грешник пред Богом и пред людьми. Почему же мы слышим из уст Спасителя, что мытарь вышел из храма более оправданным, чем фарисей? Ведь, Господь не осудил строгого исполнения фарисеем закона! Да, дорогие, не осудил, так как добрые дела, как послушание голосу Церкви, соблюдение велений Закона Божия и уставов церковных, жизненно необходимы в нашем спасении. Однако, дела наши сами по себе не являются спасительными, а они имеют цену в очах Божиих, приобретают возрождающую и нас духовно укрепляющую силу от того содержания, которое мы вкладываем в наши дела, от нашего внутреннего расположения.

Фарисей, — он застыл в букве закона, он застыл в формальном исполнении Господних велений. В нем представлен нам образец делателя добра без сердечного расположения, образец бездушного делания, и не удивительно, что он венчал высокомерием сухость своего сердца. Он дерзает выставлять свою верность закону, как нечто особенное, и решил, что делами закона приобрел, в сравнении с другими, особое право быть услышанным в молитве. Фарисей — это верное зеркало и на Западе нас окружающего доброделания.

Итак, мытарь вышел из храма более оправданным, чем фарисей. Чтобы мы могли полнее понять это, Господь обращает внимание наше на состояние сердец этих двух сынов Ветхозаветной Церкви. Не осудив фарисеевого исполнения закона, Господь указывает нам на главное в нашем духовном подвиге... Образец гордеца и дан нам в нынешнем евангельском фарисее. Гордостью и тщеславием мы уничтожаем наши добрые дела. Добро, чистое плодотворящее добро, созидается в смирении и в простоте сердца. Без смирения нет духовного и не может быть морального роста человека.

Опыт духовной жизни наших братьев во Христе, достигших познания цели и смысла жизни, дают примеры той настроенности, с которой должны мы вступить в отверзающиеся врата св. Четыредесятницы. «Скажи, старче, как нужно каяться?» спросили ученики умирающего старца Агафона, достигшего святости, именем Христовым совершавшего дивные чудеса. Старец ответил: «да я сам еще не начинал покаяния». А к другому праведнику обратились с вопросом: «скажи, кто праведные и кто грешные?» — и этот старец ответил: «Грешник это я первый, а праведников знает Господь». «Познай самого себя», — говорил Оптинский старец Амвросий. И в сегодняшнем евангельском чтении Господь поучает, чтобы мы больше внимания обращали на свои личные недостатки. И в этом да поможет нам наш Ангел Хранитель и святой, имя которого дано нам в крещении, которого призываем мы в наших ежедневных молитвах. Аминь.

в началовверхвнизПокаяния отверзи ми двери

Покаяния отверзи ми двериНачиная с этой недели до воскресенья пятой недели Великого поста, посвященного преподобной Марии Египетской, на утрене по 50-м псалме поются покаянные тропари «Покаяния отверзи ми двери…». Это одно из самых ярких и в то же время самых важных песнопений периода пения Постной Триоди. Это единственное песнопение, которое объединяет период подготовки к Великому Посту и сам Пост. Мы встречаемся с ним 9 раз в течение примерно двух месяцев. По положению на Богослужении и по важности «Покаяния отверзи...» можно было бы сравнить с торжественно поднимаемым знаменем, которое сопровождает войска не только во время самой брани, но и непосредственно перед сражением на марше к полю боя.

Мы приводим ниже перевод этого песнопения на русский язык.

Жизнодавец! открой мне двери покаяния, ибо душа моя с раннего утра стремится к Твоему святому храму, так как ее храм телесный весь осквернен; но Ты, как щедрый, очисти его по Твоей безмерной милости.

Богородица! наставь меня на путь спасения, ибо я осквернил душу свою постыдными грехами и всю жизнь свою провел в лености; но Ты Своими молитвами избавь меня от всякой нечистоты.

Я, несчастный, помышляя о множестве совершенных мною беззаконий, трепещу страшного дня суда; но, надеясь на Твою безмерную милость, как Давид, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости

.

 

в началовверхвнизПамяти Архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

5-го февраля 2006 года на 96-м году жизни отошел ко Господу Старец Свято-Успенского Псково-Печерского Монастыря Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Завещание старца Архимандрита Иоанна (Крестьянкина):

«Дорогие мои, родные и близкие!

К закату преклонился день моей жизни. И я уже дважды получил о том извещение. В первый раз десять лет тому назад, но чьи-то молитвы преклонили Господа на милость и продлили мое пребывание в земной юдоли. А вот теперь, 2 декабря 2004 года я зримо увидел, что уже переплыл реку моей жизни, и стою в преддверии Вечности. И как благодарность Богу и святой Матери Церкви, а главное во свидетельство о том, что Промысл Божий ведет нас по жизненному пути, оставляю эти краткие записи, как зерцало, отражающее эту очевидную истину. Мои разрозненные эпизодические повествования записывали с 1981 года. И это не были рассказы обо мне, но иллюстрации некоторых жизненных ситуаций для других из моей жизни. Теперь же, когда это «лоскутное одеяло» сложилось, и я перелистал страницы своей жизни, возвращаясь в прошлое, я сам умилился, узрев богатство милости Божией ко мне, убогому и грешному человеку. И на пороге Новой Жизни, той Жизни, которая вызрела на земных пажитях, стою я с замиранием сердца в ожидании встречи с моим Господом, встречи, к которой стремилась душа моя всю жизнь. А вам, как просьбу о молитвенной памяти обо мне, оставляю эти записи о жизни в Боге и проверенное самой моей жизнью завещание:

Дорогие мои, чадца Божии! Верьте Богу, доверяйтесь Его всегда благой о нас воле. Приимите все в жизни, и радость, и безотрадность, и благоденствие, и злоденствие, как милость и истину путей Господних. И ничего не бойтесь в жизни кроме греха. Только он лишает нас Божия благоволения и отдает во власть вражьего произвола и тирании. Любите Бога!

Любите любовь и друг друга до самоотвержения. Знает Господь, как спасать любящих его.

12/25 июня 2005 года Архимандрит Иоанн».

в началовверхвнизБлаженная Ксения Петербургская

Ксения ПетербургскаяСвятая блаженная Ксения родилась в Петербурге в благочестивой семье. Вскоре она вышла замуж за певчего придворного хора Андрея Фёдоровича Петрова. Детей у них не было, но жили они в мире и согласии.

Внезапная смерть мужа потрясла Ксению, и она решила всю свою жизнь посвятить христианскому подвигу юродства. Своё имущество она раздала бедным и просила всех называть себя «Андреем Фёдоровичем», говоря, что умерла Ксения. В костюме мужа блаженная пошла скитаться по улицам Петербурга. Святая терпела унижения, голод, холод. Ночами она обычно уходила в поле и молилась до восхода солнца. Если где-нибудь строился храм, Ксения ночью переносила кирпичи снизу наверх, чтобы строители могли с утра приступить к кладке стен.

Со временем жители Петербурга привыкли к её странному виду и запретили своим детям обижать нищую. Многие старались пригласить блаженную в дом, накормить. Но святая брала милостыню только у благочестивых. За её трудный подвиг Господь послал Ксении дар исцеления и прозорливости. Обласканный ею больной ребёнок быстро выздоравливал, а в домах, куда она заходила, водворялись мир и счастье.

в началовверхИкона Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали»

Утоли моя печалиСамый древний и известный из списков Иконы «Утоли моя печали» был принесен казаками в Москву в 1640 году, в царствование Михаила Феодоровича (1613-1645 гг.).

Предание сохранило нам память о первом прославлении этой Иконы, бывшем во второй половине семнадцатого столетия. Чудодейственная сила Иконы Богородицы «Утоли моя печали» открылась при следующих обстоятельствах.

Одна женщина знатного происхождения долгое время страдала расслаблением рук и ног. Помощь врачей была здесь бессильна. В сонном видении ей было велено ехать в Москву и молиться перед образом Божией Матери с надписью «Утоли моя печали». При этом ей была показана и сама икона. В указанном храме женщина не нашла этого образа и обратилась за помощью к священнику, который достал по этому случаю с колокольни все находящиеся там ветхие иконы. На одной из них действительно оказалась надпись «Утоли моя печали». Лишь образ поднесли к женщине, та воскликнула: «Она! Она!»

После молебна больная почувствовала в себе столько силы, что без посторонней помощи встала на ноги и сама вышла из Церкви.

Это чудо совершилось 7 февраля. С тех пор было установлено в этот день праздновать память иконы «Утоли моя печали».


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления