Крестовоздвиженский храм в Самаре - 28.12.14-03.01.15 Неделя святых праотцов
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

28.12.14-03.01.15 Неделя святых праотцов

 

в началоНа этой седмице:

Собор крымских святых28/15 декабря: Собор крымских святых:Св. ап. Андрей Первозванный (+ 62; память 20 июня, 30 ноября); Сщмч. Климент Римский (+ 101; память 30 января, 22 апреля, 10 сентября, 25 ноября); Сщмч. Ефрем Херсонесский, еп. (+ нач. IV; память 7 марта); Сщмч. Василий Херсонесский, еп. (+ 309; память 7 марта); Сщмч. Агафодор Херсонесский, еп. (+ 311; память 7 марта); Сщмч. Евгений Херсонесский, еп. (+ 311; память 7 марта); Сщмч. Елпидий Херсонесский, еп. (+ 311; память 7 марта); Свт. Еферий Херсонесский, еп. (+ 324; память 7 марта); Сщмч. Капитон Херсонесский, еп. (+ после 326; память 7 марта); Свт. Мартин I Римский (+ 655; память 14 апреля); Свт. Стефан Сурожский, архиеп. (+ ок. 750; память 15 декабря); Прп. Иоанн Готфский, еп. (+ 790; память 19 мая, 26 июня); Свт. Савва Сурожский, архиеп. (+ XII; память 2 апреля); Свт. Лука (Войно-Ясенецкий), Симферопольский, архиеп. (+ 1961; память 29 марта); Свт. Иустин (Полянский), еп. (+ 1903).

пророк Даниил29/16 декабря: Пророка Аггея (500 г. до Р. Х.).

Илия Муромец, Печерский 30/17 декабря: Пророка Даниила и святых трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила (ок. 600 г. до Р. Х.).

31/18 декабря: Праведного Симеона Верхотурского (прославление, 1694)

1 января / 19 декабря: Мученика Вонифатия (290). Преподобного Илии Муромца, Печерского, в Ближних пещерах почивающего (ок. 1188). Новый год.

2 января / 20 декабря: Предпразднство Рождества Христова. Праведного Иоанна Кронштадтского (1908).

3 января / 21 декабря: Суббота перед Рождеством Христовым. Святителя Петра, митрополита Московского и всея России, чудотворца (1326).

И конечно, в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!

в началовверхвниз Кол.3:4-11

4 Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.

Святитель Петр, митрополит Московский 5 Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение,

6 за которые гнев Божий грядет на сынов противления,

7 в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.

8 А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;

9 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его

10 и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,

11 где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.

в началовверхвниз Лк.14:16-24

16 Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,

17 и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово.

18 И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.

19 Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.

20 Третий сказал: я женился и потому не могу придти.

21 И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.

22 И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.

23 Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой.

24 Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

в началовверхвниз Неделя праотцев Апостольское чтение недели (Кол.3:4-11) в преддверии Рождества Христова напоминает нам, что во Христе нет еллина, иудея, скифа, варвара, раба, свободного - все мы во Христе братья, и должны соответствовать этому, стремиться к тому, чтобы всё и во всём был Христос. Наступает последний, наиболее строгий период Рождественского поста. И апостол вновь наставляет нас умертвить в себе блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, отложить гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие.

В Евангельском чтении (Лк.14:16-24) мы слышим притчу о званных на вечерю (ужин). Всех нас зовёт Господь в Своём милосердии. Но чрезмерная любовь к миру служит препятствием к спасению. И вот, люди, пренебрегая Божьей благодатью, занимаются своим имуществом, своими делами, своими чувствами. Благодать же Божия обращается на нищих духом, плачущих, алчущих — как мы слышим в заповедях блаженства на каждой Литургии. Всех нас зовёт Господь, но «много званых, но мало избранных». И от нас зависит, что мы выберем, и «еще есть место», и Господин ждёт, «чтобы наполнился дом Мой».

в началовверхвниз Притча о званых на вечерю Митрополит Владимир (Иким). Услышать зов Божий

Близится чудесный Праздник Рождества Христова. Перед нашим духовным взором уже сияет путеводная Вифлеемская звезда – зовет нас за собой, как в древности звала мудрых волхвов. Духовного слуха нашего вот-вот коснется ангельская песнь: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение»(Лк.2:14), – и возвестит нам, как некогда вифлеемским пастухам, что ждет нас Воплощенная Любовь Господня, Богомладенец Христос.

Сам Царь Небесный зовет нас на великий Праздник Рождества Сына Своего в дольнем мире. Мы все принадлежим к роду христианскому. Во Святом Крещении освобождены мы от рабства диаволу и возрождены Духом Святым к Жизни Вечной. В Таинстве Миропомазания дана нам способность к духовному совершенствованию. В Таинстве Причащения мы можем незримо соединиться с Самим Господом. Всемогущий Бог щедр к нам так, как только может быть щедр Вселюбящий Отец. Но вот достойны ли мы даров Всевышнего, откликаемся ли на любовь Создателя, слышим ли зов Господень? Увы, далеко не всегда и далеко не все.

О тех, кому приверженность к земному не дает услышать зов Божий, говорит Спаситель в притче о званых на вечерю. В этой притче под хозяином праздничного ужина-вечери подразумевается Царь Небесный, а под приглашенными на вечерю – мы с вами, называющие себя христианами и призванные к Вечной жизни в Горнем Царстве.

Что нужно делать, когда Величайший Владыка приглашает тебя принять участие в Своем Празднике? Конечно же, забыть обо всем остальном, бросить все дела и спешить, бежать со всех ног на это торжество. Но вот что в евангельской притче слышит хозяин пира от тех, кого он пригласил в свой дом: «И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю, и мне нужно пойти посмотреть ее, прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти» (Лк.14:18-20).

Этим людям стяжательство и сладострастие заслонили Небесный свет. Мычание волов и женский шепот не дали им расслышать голос Божий. И разгневанный Владыка говорит о них: «Никто из тех званых не вкусит моего ужина: ибо много званых, но мало избранных» (Лк.14: 24).

Что же значит – услышать зов Божий и последовать ему? Что означает – стать не просто званым, но избранным, сделаться христианином не только по имени, но и по духу?

Дорога на пиршество в Царстве Небесном крута и терниста. Этот путь требует от человека самоограничения и жертвы – отказа от грешных временных удовольствий ради чистого вечного счастья. На альпиниста, который взял бы с собой в горы большой мешок с ненужными безделушками, смотрели бы как на лишившегося рассудка. Точно так же обителей Небесного Отца достигает не тот, кто обременил себя множеством житейских пристрастий, но тот, кто окрылен всепобеждающим стремлением к Высшему. «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк.14:33), – говорит Спаситель.

Празднества Православной Церкви – это земное отражение вечного Небесного торжества. И на земле Господь призывает нас на Свою вечерю, но избранными ли мы окажемся на этом пиру, достойны ли участвовать в нем? Как должны мы встречать пресветлое Христово Рождество? Неужели только тем, что насладимся звуками рождественских песнопений, попляшем вокруг разукрашенной елки, потешим желудок вкусной пищей?

Спаситель, величайшей Жертвой искупивший нас из рабства греху, соизволил обитать в сердцах верных Своих последователей. И праздновать Рождество Христово – это значит приготовить пещеру своего сердца к встрече Божественного Младенца. Но если мы всмотримся во внутренний мир свой, то какими роскошными палатами по сравнению с ним покажется нам бедный Вифлеемский вертеп. Сколько нечистых желаний налипло на стенах наших «пещер», сколько мусора мелочных забот скопилось там, сколько удушливых страстей витает в воздухе. Если мы не успеем избавиться от всего этого, то не Праздником Господним будет для нас близящееся Христово Рождество, но пройдет мимо нас со своими благодатными дарами.

Сейчас время Рождественского Поста – время очищения, без которого мы не сможем вкусить Божественной сладости Великого Праздника. К пользе тела и души воздерживаясь от тяжелой пищи и суетных помыслов, праздных слов и греховных поступков, ступив на спасительный путь покаяния, мы услышим, наконец, зов Вселюбящего Бога. По слову Святителя Игнатия (Брянчанинова), «…чтобы последовало к нам благоволение Божие, нужно предочищение себя покаянием – в покаянии совмещаются все заповеди Божии. Покаянием вводится христианин, сперва, в страх Божий, потом в Божественную любовь».

Владыка праздничной вечери из евангельской притчи, услышав отказ от званых, послал созывать на пиршество по дорогам и изгородям (Лк.14:23). И ныне ко всем без изъятия обращен благодатный призыв Господень. Да не уподобимся мы с вами тем духовным слепцам, которые из-за низменных пристрастий отреклись от высочайшего блага. Пусть празднество Рождества Христова будет для нас несказанной духовной радостью, которую не дано помрачить никаким мирским заботам, ибо ныне родился... Спаситель, Который есть Христос Господь (Лк.2:11). Аминь.

в началовверхвниз Протоиер. Димитрий Смирнов на гражданское новолетие и в предверии приближающегося светлого праздника Рождества Христова

Дорогие братья и сестры, позвольте поздравить вас всех с наступающим Новолетием и Рождеством Христовым, этим всерадостнейшим праздником, началом Нового года новой эры, и пожелать всем подлинного христианского просвещения, которое заключается в евангельском образе жизни. Поэтому все люди, которые ещё не прочитали Нового Завета, должны всё-таки обязательно это сделать. Потому что жить на земле, по которой Сам Бог ходил Своими ногами, и не знать, что Он говорил и что делал — это, мне кажется, прожить жизнь зря. Такой призыв и пожелание ко всем. А по поводу Нового года скажу, что в этот день на нашем приходе престольный праздник — престольный праздник храма Святаго мученика Вонифатия, которому всегда молятся, когда некто страдает недугом пьянства у нас в России. И в этот день, когда выпивается у нас на Руси наибольшее количество всяких спиртных напитков разнообразных, как раз у нас престольный праздник, когда мы прославляем святаго мученика Вонифатия. Поэтому все наши мысли обращены к покровителю нашего маленького храма Вонифатия. Он мало вмещает народу, но тем не менее мы его любим, и все как-то особенно ощущают этот новогодний вечер, когда там совершается молитва. Такой некий островок в мире всеобщего пьянства. Этим самым мы стараемся подчеркнуть всю благость трезвого образа жизни. Поэтому лучше я вас поздравлю с наступающим днём памяти святаго мученика Вонифатия.

Я не вижу, чем отличается первое число от второго. Потому что второе — тоже выходной. Ничем не хуже. Это просто смена чисел, это вещь весьма и весьма условная, тем более всякие затруднения с переходом времени — летнее, зимнее, так что хоть куранты-то бьют, на самом деле мало кто знает, что за час астрономически. Это весьма условно.

В советское время это играло значительную роль, ведь на Новом году был отблеск Рождества, то есть, как некий суррогат, он всё-таки играл некоторую свою божественную роль, потому что единственный не советский праздник. Числа-то сменяются не по воле коммунистической партии, а сами по себе. Поэтому его наш народ очень возлюбил. Тех, для кого он остаётся таким родным праздником, поздравляю и желаю в следующем году и какого-то дополнительного утешения, но от Бога. Потому что без Бога ни до порога, и каждый день и час нашей жизни — это дар Божий. Вот предлагаю всем над этим поразмышлять.

А Рождество же Христово — это вещь космического масштаба, потому что Христос сошёл на Землю и стал Человеком, тем самым принёс нам благую весть о спасении. Вот это главное событие вообще по своему масштабу сравнимо с сотворением мира и с сотворением человека. Это такая таинственная вещь связи и любви Бога к человеку. Что Бог не погнушался человеческой плотью, будучи шире вселенной, став Младенцем, пришёл через Вифлеем к нам ко всем. И спустя тысячу лет эта весть пришла и на Русь. И мы уже более тысячи лет имеем возможность праздновать это событие. Вдумываться в него. Рождество — это не просто там... По этому поводу многие всякие глупости мы слышим, что это и семейный праздник, и какие-то подарки... Это всё на 32-м месте. Самое главное, что Бог сошёл на землю и стал Человеком и жил среди нас. Через это придёт к нам и спасение. Это очень важно вообще для каждого, вот над этим тоже предлагаю всем поразмышлять в эти такие особенные дни.

Всего вам доброго! До свидания.

в началовверхвниз Рождественская ёлка и новогодняя ёлка

Пётр I в 1700 г. перенёс празднование Нового года на 31 декабря. Примерно тогда же начали использовать ель в качестве символа праздника Рождества. До начала 1840-х годов в России не было обычая ставить рождественскую ёлку, исключением были дворцовые ёлки. У А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова праздничной ёлки не бывало: в дворянском кругу поддерживались только русские святочные традиции: маскарады и балы. Первая публичная ёлка была организована в 1852 г. в здании петербургского Екатерингофского вокзала. Во дворце и в домах состоятельных горожан было принято после праздника отдавать ёлку слугам. Всё, что находилось на ветках ёлки и на столе под нею, было подарками. Подарок всегда имел своего определённого дарителя. Обычай приписывать появление подарков сказочным существам появился лишь в начале 20 в.

В 1918 г. был введён григорианский календарь (новый стиль), Рождество оказалось позже Нового Года. В 1929 г. праздник Рождества как государственный был отменён, день стал рабочим. Отменили и рождественскую ёлку. Рождество стали праздновать частным порядком и тайно. Запрет был снят в 1935 г., рекомендовано было устраивать коллективные новогодние ёлки для советских детей. Так ёлка из рождественской стала новогодней, утратила часть рождественской символики и обрела советскую символику. Ёлка стала зеркалом нового мира советского ребёнка, её украшение и новое предназначение отражали круг мировоззрения и воспитания маленьких строителей коммунизма. Развернулось широкое производство соответствующих ёлочных украшений. С 1936 г. ёлка в СССР стала неотделимым атрибутом отделённого от Рождества праздника Нового года. В 1937 году на ёлке во Дворце союзов вместе с Дедом Морозом появилась Снегурочка. До этого она была известна только как персонаж пьесы А.Н. Островского и поставленной в 1882 году оперы Н.А. Римского-Корсакова. В 1970-е годы сложился современный уклад новогоднего праздника, включающий просмотр телевизора, новогоднее обращение Президента и пр.

Новый Год – это время подведения итогов, возможность принести Богу благодарность за прошедший год, попросить Божией помощи в году наступающем. Поэтому в Православной Церкви есть молебен на начало Нового года, который 31 декабря служится во многих храмах. Празднование приходится на последнюю неделю Рождественского поста. Но смысл поста не в том, чтобы не съесть чего-то скоромненького. А в нашей памяти, что пред Богом ходим. «Любовь выше поста», — говорил святитель Тихон Задонский. Можно и нужно сочетать новогодние торжества и наше скромное ожидание Рождества Христова. Не в празднике грех, а в том, как праздновать: «что чрез меру — то от лукавого». И если в новогоднюю ночь мы изначально помолимся, постараемся простить всех и ни на кого зла не держать, то, затем смело можно и с Новым годом поздравить, и бокал с шампанским пригубить, и дольку мандарина скушать. Видя радостные лица наши, и Господь возрадуется.

в началовверхвниз Иоанн Кронштадтский Святой праведный Иоанн Кронштадтский служил в соборе апостола Андрея Первозванного в Кронштадте. Пастырский долг отец Иоанн видел в непрестанной молитве, в духовно-нравственном врачевании людей, облегчении участи нищих, бездомных, сирот. Его благотворительность и бескорыстие были безграничны. «У меня своих денег нет, – говорил отец Иоанн. – Мне жертвуют, и я жертвую…». Им были основаны «Дом трудолюбия» с детской библиотекой, бесплатной начальной школой и мастерскими, попечительства для помощи бедным, ночлежный и странноприимный дома, монастыри и храмы в разных епархиях.

Истинной здравницей скорбящих душ отец Иоанн считал храм Христов, а самым действенным средством исцеления – Литургию. Отец Иоанн совершал Литургию почти каждый день. К нему на исповеди, длившиеся иногда по 12 часов, приходило до 6 тысяч человек. Ревность о Боге и людях Божиих стяжала ему дар дерзновенной молитвы и исцеления. Имя отца Иоанна было широко известно: со всей России, из Европы, Индии, Америки ему присылали тысячи писем и телеграмм с просьбами о молитве. Святитель Феофан Затворник писал: «Отец Иоанн Кронштадтский – Божий человек. Молитва его доходит к Богу по великой вере его».


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления