Крестовоздвиженский храм в Самаре - 13.04.14-19.04.14 Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

13.04.14-19.04.14 Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье

 

в началоНа этой седмице:

13 апреля / 31 марта: Вход Господень в Иерусалим. Священномученика Ипатия, епископа Гангрского (ок. 326). Святителей Ионы, митрополита Московского и всея России чудотворца (1461); Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского (1879). Праведного Иосифа Прекрасного (ок. 1700 до Р.Х.).

День мецената и благотворителя. Он выпал в этом году на Вход Господень в Иерусалим. Господь идёт отдать Себя, чтобы спасти всех нас. Вспомним с благодарственной молитвой всех благотворителей. Войдём сами в их число, памятуя о величайшем Благотворителе.

Страстная седмицаСтрастная Седмица. 14/1 апреля — 19/6 апреля.

14/1 апреля: Преподобной Марии Египетской (522).

18/5 апреля: Свт. Иова, патриарха Московского и всея Руси (перенесение мощей, 1652).

День воинской славы России — День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год).

19/5 апреля: Равноапостольного Мефодия, учителя Словянского (885).

И конечно, в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!

в началовверхвниз Флп. 4: 4-9

4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.

5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.

6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,

7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.

8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.

9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, - и Бог мира будет с вами.

в началовверхвниз Ин. 12: 1-18

1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.

2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.

3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.

4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:

5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?

6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали.

7 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.

8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.

9 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.

10 Первосвященники же положили убить и Лазаря,

11 потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.

12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,

13 взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!

14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:

15 Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.

16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему.

17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.

18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

в началовверхвниз Евангельское чтение (Ин. 12: 1-18) рассказывает о Входе Господнем в Иерусалим. Апостолы и народ пока надеются, что Христос даст еврейскому народу земное царство. Надежда стала особенно напряжённой после воскрешения Лазаря. В Вифании Мария помазала Тело Иисуса миром, подготовляя к погребению. Враги же решили убить и Лазаря, и Иисуса. Господь идёт в Иерусалим на вольные страдания. Народ восторженно встречает Христа, восклицая: «Осанна! благословен Грядый во имя Господне, Царь Израилев». А Он знает, что вскоре большинство этих людей будет кричать «Распни, распни Его». А ещё через несколько лет Иерусалим будет разрушен. Приближаясь к городу, Иисус плачет: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, чтó служит к миру твоему!» Присоединимся к тем, кто славит Господа, зная и помня, куда и зачем идёт Спасителя. Всю Страстную Седмицу мысленно будем с Господом, чтобы встретить Его Воскресение.

В великие дни страданий Спасителя и Его последующее Воскресение вводит нас апостольское чтение (Флп. 4: 4-9). «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» - пишет ап. Павел. «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» - призывает пророк Захария. И в день Вербного воскресенья мы радуемся «о Господе». Господь наш Иисус Христос Своими страданиями и крестной смертью избавил нас от греха, проклятия и вечной смерти, открыл нам свободный вход на небо и даровал вечную жизнь. В болезни и скорбях, в лишениях и несчастьях, никогда не должна оставлять нас радость о том, что Господь искупил нас Своей кровью, что мы - Его, a Он - наш, и так как Он вечен, то мы должны и радоваться «всегда», и уповать на Него. Воедино должны соединяться в нас радость о Господе, память о страданиях Его и стремление уподобиться Ему в любви к ближним, кротости, милосердии, миролюбии. «Господь близко», - напоминает апостол. Давайте помнить об этом всегда - в наши дни вокруг столько поводов озвереть и, тем самым, отвернуться от Богочеловека. Апостол призывает нас: «братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте». Давайте постараемся, чтобы мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдал сердца наши и помышления наши во Христе Иисусе. И сейчас, и потом.

в началовверхвниз Вход Господень в ИерусалимВход Гоподень в Иерусалим, Вербное воскресение, Неделя ва́ий. Двунадесятый праздник, на трапезе разрешается рыба. Он установлен в память торжественного входа Господня в Иерусалим на вольные страдания за грехи мира. Вход Господень в Иерусалим предзнаменует Пасху воскресения. И он же вводит нас и в Пасху страстей, выход Иисуса Христа на добровольные страшные страдания. Господь входит в Иерусалим, сидя на молодом осле, Его сопровождают ученики. Так исполняется предсказанное пророком Захарией: «Не бойся, дочь Сиона! Твой Царь грядет, сидя на осляти». Народ, услышав, что приближается Иисус, воскресивший четверодневного Лазаря, спешит Ему навстречу с ваиями в руках, радостно восклицая: «Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» На дорогу перед Ним постилают одежды, ветви. «Кто Сей?» - «Сей есть Иисус, пророк из Назарета Галилейского». А у фарисеев торжественная встреча Христа возбудила негодование и страх. Им не нужен свет, который несёт Иисус. Они не хотят потери своей власти и боятся народных волнений. Они хотят, чтобы Господь запретил Себя славить. «Если они умолкнут, то камни возопиют», «Разве вы никогда не читали: «из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» (Пс. 8, 3)»? - слышат они в ответ.

В Иерусалиме Господь направился прямо в храм. Там Спаситель застал множество торговцев и менял денег. Тогда Он сделал бич из верёвок и выгнал вон из храма всех продающих и покупающих, говоря: «Дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников» (Ис. 56:7, Иерем. 7:11). И так как время было уже позднее, Иисус со Своими учениками вышел в Вифанию - ближайшее селение.

С древности принято в этот день во время богослужения держать в руках пальмовые ветви. Отсюда и название «Неделя ваий». «Ваии» – старославянское слово, означающее ветви. Мы вместо пальмы используем вербу, т.к. она расцветает первой среди растений. Отсюда и название праздника - Вербное воскресенье. Мы держим в руках вербы с зажжёнными свечами - «знамение победы». Мы знаем о грядущих страданиях и Воскресении, и взываем Господу, как Победителю ада и смерти: «Осанна, Бог Господь, и явися нам». И радуемся о Господе.

в началовверх Иосиф ПрекрасныйСтрастная седмица. Название недели происходит от слова «страсть», «страдание». Все шесть дней называются Великими и Страстными. Святая Четыредесятница - это время подготовки, а Страстная седмица - это уже не пост, а цель поста, то, к чему мы готовились и в чём мы должны участвовать, подготовившись и потрудившись в меру своих сил. В течение седмицы мы вспоминаем и переживаем последние земные дни, страдания, смерть и погребение Иисуса Христа, - чтобы затем сразу встретить Его Воскресение. Страдания были причинены Иисусу Христу людьми, ради спасения которых Он явился в мир. Один Его ученик, Иуда, предал Его врагам, ищущим Его смерти. Другой, Пётр, трижды отрёкся от Него. Остальные в страхе разбежались. Иудейская элита осудила Его и настояла на Его казни, хотя достоверно было известно, что Он исцелял больных и даже воскрешал мертвых. Пилат отдал Его на мучение палачам, а потом приказал распять, хотя был уверен, что Иисус не виновен в преступлениях, которые Ему вменялись. Римские солдаты Его били, издевались над Ним. Иисус умирал на Кресте шесть часов, окружённый любопытствующей и злорадной толпой тех, ради которых Он воплотился. Его поносил даже один из распятых с Ним разбойников. До конца рядом с Ним оставались Его Мать, несколько женщин и один ученик. После Его смерти двое из старшин иудейских осмелились участвовать в Его погребении. «Поражу пастыря, и рассеются овцы».

Проклятие смоковницыИ вот, безнадёжная отделённость от Бога, грех и смерть побеждены, ад разрушен после того, как Сам Бог и Человек в него спустился.

Всю седмицу христиане проводят в посте и молитве. Этот период траурный и поэтому одеяния в церкви — чёрные. В Страстную седмицу, как и в первую седмицу, не бывает поминовения усопших и не совершается память святых, так как вся седмица посвящена исключительно воспоминанию страданий и Крестной смерти Господа.

Первые три дня Великой седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Господа Иисуса Христа с народом и учениками. За эти дни на службах полагается прочитать все четыре Евангелия. Кто может, тот должен сам читать Евангелия дома и для себя, и для других. Все три дня совершается литургия преждеосвященных даров.

Притча о 10 девахВ Великий Понедельник мы вспоминаем ветхозаветного патриарха Иосифа и чудо о смоковнице. Иосифа завистливые братья продали за двадцать сребреников в Египет, его жизнь прообразует грядущие невинные страдания Спасителя.

Бесплодная смоковница изображает сонмище иудейское, которое Он обличил и проклял за то, что не нашёл у него истинного плода, а только лицемерную сень закона. Но эта смоковница изображает также и всякую душу, не приносящую плода покаяния.

Кроме того, утреннее Евангелие наставляет нас притчей Господа о неправедных виноградорях, убивших сначала слуг господина своего, а потом и его сына. Этой притчей осуждаются иудеи, отвергшие Спасителя. Но также и все христиане, нарушающие заповеди Господни и продолжающие распинать Сына Божия своими прегрешениями.

В Богослужении этого дня Святая Церковь приглашает верующих сопутствовать Христу, распяться с Ним, умереть ради Него для греха, чтобы воскреснуть и жить с Ним.

Великая СредаВеликий Вторник – один из самых насыщенных духовным смыслом дней богослужебного года. В этот день Христос прямо говорит ученикам о грядущих страданиях, о Втором Пришествии и Страшном Суде, Он в последний раз проповедует в Иерусалимском храме: «Кесарю – кесарево», и обличает фарисеев, которые пытаются Его искусить. В этот день Спаситель произнёс слова о вере: всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите. И слова о наибольших заповедях. В этот день Спаситель также сказал притчи о двух сыновьях, о талантах, о званных на брачный пир, о лепте вдовицы. Церковь избрала для назидания верующих в этот день притчу о десяти девах. Эта притча напоминает о необходимости быть всегда готовым к встрече Господа и запастись елеем целомудрия, милостыни и прочих благих дел. «Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня ни часа, в который приидет Сын Человеческий

Предательство ИудыВ Великую среду в церковной службе прославляется женщина, бывшая грешница, и порицается сребролюбие и предательство Иуды. Некая жена-грешница возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как судил Сам Он об её поступке. Иуда же решил предать своего Господа. Где меж смиренной раскаявшейся грешницей и охваченным гордыней и корыстью предателем обретается каждый из нас?

Вечеря ГосподняВ Великий Четверг вспоминаются события Тайной вечери. Наставляя, что в Царстве Божием важны не земное величие и слава, но любовь, смирение и чистота духа, Господь умыл ноги Своим ученикам, а они приняли это. И до сих пор Иисус Христос служит каждому из нас.

Христос установил таинство Евхаристии, так на смену Ветхому Завету пришёл Новый Завет. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов».

Спаситель имел продолжительную беседу с учениками, открыл им Своё божественное достоинство, тайну спасения человечества, грядущее призвание самих апостолов и трёхкратное отречение Петра. Он предрёк Своим ученикам и предательство. Иуда слышал слова Господа, и ему в том числе омыл ноги Христос, и он тоже причастился. Причастие Иуде стало не во спасение, а в пущее осуждение, т.к. он был исполнен гордыни и алчности. Ложь в сердце Иуды стала последней каплей греха, приведшей его к погибели. С Тайной вечери Иуда пошёл за стражей, которой он предал Господа.

Каждая литургия означает соучастие верующих в Тайной вечере. В связи с воспоминанием Тайной вечери в этот день многие христиане стремятся причаститься. Великий четверг в народной традиции называют чистым. К этому дню убирают дом, а в этот день каждый православный человек стремится очиститься телесно и духовно.

На Литургии Великого Четверга в Патриаршем соборе Патриархом еще один чин - освящение Святого Мира.

Великая ПятницаСтрастная Пятница – самый страшный день в истории человечества, день наибольшего торжества зла. Этот день наполнен явными страданиями Христа. В Богослужении этого дня Церковь вспоминаются события от моления о чаше и кровавого пота в Гефсиманском саду до Распятия и погребения.

Начало страданиям Господа положило моление о чаше. Господь трижды обращался к Своим ученикам, Петру, Иакову и Иоанну: бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И в эти великие и страшные минуты ученики засыпали, оставив Своего Учителя в одиночестве в Его скорби. За этим последовало предсказанное предательство. Иуда предал Господа своего поцелуем. Его ученики разбежались, немного спустя Пётр трижды отрёкся от Него. Затем последовали истязания и осуждение, и народ, недавно Его славословивший, требовал Его распятия. Его злословили и на кресте, даже один из распятых с Ним разбойников. А другой разбойник воззвал ко Господу со словами покаяния и исповедания и через это был спасён и попал в рай. Среди Своих страданий на кресте Господь не забыл о Своей Матери и поручил Её апостолу Иоанну. Среди страшных природных знамений Он завершил Свой крестный путь. Двое из тайных учеников Христа Иосиф Аримафейский и Никодим сняли Тело Его с Креста, и вместе женами-мироносицами обвили Его плащаницей и похоронили «во гробе» – небольшой пещере неподалеку от Голгофы, закрыв её большим камнем.

В Великую Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы. Во время вечерни (около 3 ч. дня) выносится из алтаря и полагается на середину храма плащаница, т.е. священное изображение Спасителя, лежащего во гробе; таким образом совершается в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его. Плащаница находится на середине храма в продолжение трёх (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

Великая СубботаВ Великую Субботу Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во Гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, а также введение разбойника в рай. Вместе с тем, в богослужении дня указывается и на славное Воскресение Господа Иисуса Христа. Богослужение является благоговейным бдением перед гробом Спасителя и трогательным погребальным гимном пострадавшему за нас Господу, Бессмертному Царю славы.

В 12 часов дня пятницы совершается Великая Вечерня, которая относится уже к Великой Субботе. Вечерня совершается около того времени, когда Спаситель умер на Кресте, на ней воспоминается снятие Пречистого тела Господа Иисуса Христа со Креста и Его погребение. На Утрени совершается торжественный обряд выноса Плащаницы с Евангелием и Крестный Ход вокруг Храма в память о погребении Спасителя.

По окончании Литургии бывает благословение хлебов и вина. Весь день до вечера освящаются крашеные яйца, куличи, творожные пасхи.

В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, песнопения которой соединяются с началом торжественной Пасхальной Заутрени.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления