Крестовоздвиженский храм в Самаре - 23.02.14-01.03.14 Неделя о Страшном Суде
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

23.02.14-01.03.14 Неделя о Страшном Суде

 

в началоНа этой седмице: Неделя мясопустная. Седмица сырная - масленица. В это воскресенье заканчивается вкушение мяса перед Великим постом. И следующая седмица — сплошная, сырная, разрешаются молочные продукты, яйца и рыба, включая среду и пятницу. Но богослужение среды и пятницы уже приближается к великопостному: не совершается Литургия, впервые читается молитва прп. Ефрема Сирина с поклонами (в конце вечерни, великого повечерия, полунощницы, утрени, каждого часа, изобразительных), положена только одна трапеза вечером. Так мы постепенно готовимся к великопостному подвигу.

23/10 февраля: Сщмч. Харалампия. Прп. Прохора Печерского, в Ближних пещерах. Прп. Лонгина Коряжемского. Блгв. кн. Анны Новгородской.

День защитника Отечества. Помолимся в этот день «о вождех и воинах, жизни свои на поле брани за Отечество наше положивших», а также за всех наших воинов и за всех защитников. Наше Отечество ныне очень нуждается в верных, достойных, крепких и надёжных защитниках. Будем помнить об этом, чтить их и растить им надёжную смену. Будем также помнить, что защитниками Отечества должны быть не только воины на поле брани, но и все мы во всей нашей повседневной жизни. Помятуя об Отечестве Небесном, не будем забывать и об Отечестве земном.

Из слова Святейшего Патриарха Кирилла 23 февраля 2013 г.: «Мы сегодня празднуем День защитника Отечества. Это, конечно, в первую очередь относится к тем, кто в случае необходимости с оружием в руках защищает Отечество. Но в широком смысле слова это относится ко многим, кто стоит на защите рубежей Родины. И среди тех, кто осуществляет это великое и святое дело, особое место занимало и занимает духовенство, потому что не может быть защиты Отечества, если разрушено национальное самосознание — тогда рушится страна. А именно Церковь призвана стоять на страже, защищая это внутреннее состояние человека».

24/11 февраля: Преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского (1392). Праведной Феодоры, царицы Греческой (ок. 867), восстановившей почитание святых икон.

Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России чудотворец 25/12 февраля: Иверской иконы Божией Матери.

Святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца (1378), небесного покровителя Самары, друга прп. Сергия Радонежского. Крупный церковный и политический деятель. Фактический правитель Московского княжества при трёх московских князьях. Один из вдохновителей куликовской победы. После него межгосударственные соглашения стали скрепляться митрополичьей печатью, а великое княжение окончательно отошло к московским князьям.

Не раз свт. Алексий ездил в Золотую Орду. Так, в 1357 г. по требованию хана святитель прибыл к нему и исцелил его супругу Тайдулу от слепоты. Тогда по пути в Орду святитель остановился на берегу реки Самары и предсказал: «На сем месте будет и город Самара, в котором просияет благочестие, и оный город никогда и никем разорен не будет».

Кирилл, первоучитель славянский 27/14 февраля: Равноапостольного Кирилла Философа, учителя Славянского (869).

1 марта / 16 февраля: Всех преподобных отцов в подвиге просиявших (переходящее празднование в субботу сырной седмицы).

И конечно, в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!

в началовверхвниз1Кор.8:8-9:2

8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.

9 Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.

10 Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?

11 И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.

12 А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.

13 И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.

1 Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?

2 Если для других я не Апостол, то для вас [Апостол]; ибо печать моего апостольства - вы в Господе.

в началовверхвнизМф.25:31-46

31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,

32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;

33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.

34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:

35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;

36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?

38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?

39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:

42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;

43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

в началовверхвнизНаступает последняя подготовительная неделя к Великому посту. Предыдущие недели раскрывали нам важность и действенность покаяния. Эта неделя напоминает нам о Страшном суде. «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей», все мы воскреснем во плоти на встречу с Христом и Отцом, с Теми, кто любят нас, с Теми, Кого любим мы. Евангельское чтение (Мф.25:31-46) рассказывает нам, каким будет этот суд: по нашим делам ближним нашим. Господь говорит: так как вы (не) сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то (не) сделали Мне.

Бог есть Любовь, не осуждение нам Он будет искать, а примирения и сочетания с Собой. Чтобы научиться любить Бога, надо научиться любить ближнего. Но Бог есть и Справедливость: «каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф.7:2). Через эту седмицу мы движемся к Прощённому воскресенью, чтобы войти в пост, примирившись с ближними. Что мы делаем ближнему, то мы делаем Богу. Так Господь наставляет нас о покаянии, делах милосердия и прощении — примирении. Всё это средства для того, чтобы научиться любви к Богу и в Боге.

И входим мы в великопостный подвиг через масленицу. На масленичные гуляния в среду и пятницу уже ложится отблеск великопостных богослужений, а радость гуляний помогает войти в пост сплотившись и примирившись с ближними. Накануне масленицы в апостольском чтении (1Кор.6:12-20 мы слышим: «пища не приближает нас к Богу». На примере пищи апостол говорит о пределах свободы христианской. «Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных» - для слабых в вере и духе - «согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа». Это и о любви к ближним, и о внимании к своему поведению среди праздника. Будем радостны в умеренности, а не суетны в злоупотреблениях.

Радостной и светлой вам масленицы, братья и сестры!

в началовверхвнизСтрашный СудЕп. Митрофан (Зноско-Боровский). О Страшном Суде. (Мф. 25:31-46).

В прошлое воскресенье, в притче о блудном сыне говорил нам Господь о Своём беспримерном человеколюбии к нам. Сегодня же говорит о втором пришествии и о страшном суде. Второму пришествию, говорит Господь, будет предшествовать «скверная дерзость» Антихриста — тягчайшее гонение на веру, и если бы не свёл её Господь на короткое время, «не спаслась бы никакая плоть» (Мф. гл. 24).

К чистой и благочестивой жизни призывает Евангелие нас, ожидающих «дня Господня». И мы, за ап. Павлом повторяющие: «наше жительство на небесах, откуда и ожидаем мы Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Фил. 3:20), — чрез дела благотворения, человеколюбия, любви, милости и сострадания, увенчанные смирением — идём ко Христу и в Нём утверждаемся.

«Бодрствуйте на всякое время и молитесь», — говорит Господь, ибо во втором Его пришествии «восплачутся все племена земные». Племена земные — это те, кто всецело прикован к земле, кто упорствует в неверии и нерадении о своей душе, кто упорствует во всецелой приверженности к земному. «Бог воздаст каждому по делам его», — говорит ап. Павел, — «скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое» (Рим. 2:69). Радостью исполнятся живущие во Христе, а живущие по плоти — стыдом, скорбью и унынием.

Всё дал Творец человеку для его возрастания в Добре. Но когда увидит, что по свободному изволению человека Зло снова первенствует, настолько увеличилось, что люди, оставив Христа — Слово Божие, поклонились и подчинились Антихристу, Он снова сойдёт на землю, но уже не как долготерпящий, не в унижении, а как Судия, отделяющий неизлечимых от здоровых. Сойдёт в великой славе — «сядет Он на престоле славы Своей».

Это было открыто ещё и пророку Даниилу, который писал: «вот поставлены престолы, и воссел Ветхий днями.... и видел я как бы Сына Человеческого, идущего на облаках небесных; и когда дошел Он до Ветхого днями... дана Ему всяка власть и честь; тысячи тысяч служили Ему и тьмы стали вокруг Него». Согласно с этим пророчеством Даниила, и Евангелие говорит: «соберутся пред Ним все народы; и отделит Он одних от других, как пастырь отделяет овец от козлищ». И овцами называет Господь праведников: они тихие и кроткие, в своей жизни идут путём, который указан человеку Христом. Козлами называет грешников: они дерзки, немилосердны и беспутны, живут в поклонении идолу, их идол — «природа» и плотское мудрование.

«Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство Небесное, уготованное вам от создания мира», скажет Судья нелицеприятный стоящим по правую сторону. «Наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира», — в этих словах выражена изначальная мысль и цель Творца при творении мира. Для достижения этой цели всё дано человеку Творцом: и Слово, ставшее плотью, и Его страдания, и очищающие и исцеляющие таинства. «Придите, наследуйте Царство»... «Войдите в радость Господа вашего», ибо вы, как Божии чада, жили по Евангелию: правильно пользовались земным, тленным, мимопреходящим миром.

В чём же выразилось правильное пользование праведников земными благами, их уподобление Христу? В делах милосердия и в смирении. «Я алкал, вы дали Мне есть... Я был наг, вы одели Меня»... «Господи, когда же мы видели Тебя алчущим, или нагим странником... и послужили Тебе?» — вопрошают праведники. В этом вопросе и сказалось их смирение. А смирение это — выражение полноты любви к Богу и к человеку.

Не было этого у ставших по левую сторону Судии Праведного, названных козлищами. «Суд без милости, не творящему милости» (Иак. 2:13), говорит Апостол. Посему-то и сказано им: «Идите от Меня в огонь, уготованный диаволу и ангелам его». Обратим внимание на слова Спасителя: уготованный не вам, не человеку... но вы, люди, по вашему свободному изволению, с диаволом связали свои сердца и волю; ваши чёрствость и вражда, не сострадательное сердце и скупой нрав вскрывают в вас полноту греха, вы сами поставили себя вне Бога.

Итак, мои дорогие братья и сестры, любовь и человеколюбие, милость и сострадание, когда заканчиваем земное наше странствование, открывают перед нами то, «что приготовил Господь любящим Его» ... «чего глаз не видел, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку» (1 Кор. 2:9).

К следованию Христу зовёт нас Евангелие о страшном суде. В следовании Христу, в уподоблении Христу раскрывается достоинство и величие человека. Аминь.

в началовверхвнизИверская икона Божией МатериИверская икона Божией Матери с 999 г. находится в Иверском монастыре на Афоне, а до этого находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи.

Это было время иконоборческой ереси, и по приказу императора святые образа уничтожали. Один из воинов, ворвавшийся к вдове, ударил по иконе Богоматери мечём, и из образа пошла кровь. Потрясённый воин бросился перед иконой, вымаливая себе прощение. Впоследствии он стал монахом. Вдова, пообещав заплатить, договорилась, что до утра икону не тронут. Помолившись вместе с сыном перед иконой, она опустила образ в море, и тот приплыл к Афону. Сын вдовы также впоследствии стал монахом на Афоне.

Иноки Иверского монастыря увидели свет, исходящий из моря в небо, и обнаружили в воде икону, стоящую на воде, но не могли её обрести. Иноку же Гавриилу Грузину явилась во сне Богородица. По Её повелению отслужили молебен о даровании святыни монастырю, после чего инок Гавриил смог по воде подойти к иконе и отнести её в храм. Но наследующий день образ чудесным образом оказался над воротами монастыря. Так повторялось несколько раз, и Богородица открыла св. Гавриилу, что она будет Хранительницей обители. Тогда икону поместили над воротами. Поэтому икона также называют Вратарницею - Портаитиссою.

История Иверского монастыря сохранила множество случаев милости и заступничества Пресвятой Девы.

В 1648 г. список с Иверской иконы Богородицы был привезён в Москву.

в началовверхвнизМасленица. Проводы зимы и встреча весны. Перед постом надо выгрести весь тот сор, и всё зло, что скопились за зиму. Избавление от них символизируется сожжением мусора и чучела Масленицы.

От залежавшейся энергии и тёмных эмоций избавляются в различных состязаниях, таких как взятие снежного городка, кулачные бои, скачки. Тут же проявляют себя подрастающие мужчины - будущие отцы и защитники. Как раз перед началом масленицы мы празднуем День защитника Отечества.

Встречая весну, проводят смотрины будущих молодожёнов. Семьи сватаются и сговариваются о свадьбах после Великого поста на Красную горку. Встречаются, ходят друг к другу в гости родственники.

Кончается масленица прощением обид и примирением накануне Великого поста. А после поста, на Пасху, в Древней Церкви было принято принимать святое Крещение. А там Светлая Седмица. А потом Красная горка и свадьбы... Оглашенные готовились достойно пройти великопостный подвиг. Верные же, крещённые, должны были быть им примером.

Давайте же и мы проведём масленицу в добром общении с родными и ближними, благотворении, а не греховном разгуле и злоупотреблениях.

  • Каждый день Масленицы имеет своё название и назначение:
  • Понедельник - встреча. Свекор со свекровью отправляли невестку к её родителям (сватам), а к вечеру и сами приходили к ним в гости.
  • Вторник - заигрыш. В этот день происходили смотрины невест.
  • Среда - лакомки. В этот день зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила.
  • Четверг - разгуляй, перелом. Самый пик состязаний и гуляний.
  • Пятница - тёщины вечёрки. Тёща приходила к зятю на блины, испечённые его женой.
  • Суббота - золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок и других родственников мужа.

в началовверхСуббота Всех преподобных отцов в подвиге просиявших Суббота Всех преподобных отцов в подвиге просиявших

Сырная суббота - единственный день в году в который соборно совершается память всем святым преподобным.

В Православии преподобные - лик святости. Это святые из монахов, прославляемые за подвижническую жизнь, взрастившие в себе образ Божий. «Преподобный» значит «весьма подобный», достигший подобия Христу.

Святые подвижники и подвижницы, прославляемые Церковью, были людьми, облечёнными немощами плоти, подобно нам. Но возвысились до вершин святости. Их примером Церковь накануне вступления в подвиг Великого поста укрепляет нас, «яко да и первообразному, незлобивому взирающе житию их, многовидныя и различныя делаем добродетели, якоже комуждо сила есть».

В Синаксаре сказано: «В этот день мы совершаем память всех преподобных, мужей и жен, просиявших в посте, ибо богоносные отцы, постепенно наставив нас предварительными праздниками, заранее подготовив к поприщу (поста), отвратив от сытости и сладости, устрашив будущим Судом, предочистив как следует сырною седмицею, уместно установили посреди нее и два дня (по чину) поста, чтобы понемногу приучить нас к нему».


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления