Крестовоздвиженский храм в Самаре - 01.12.13-07.12.13 Неделя 23я по Пятидесятнице
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

01.12.13-07.12.13 Неделя 23я по Пятидесятнице

 

в началоФиларет Московский На этой седмице:

2 декабря / 19 ноября: свт. Филарета, митр. Московского и Коломенского (1867). Митр. Филарет (Дроздов) пользовался огромным авторитетом в Церкви. С его активной деятельностью и непосредственным участием связан перевод на русский язык Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Он внёс важный вклад в выработку принципов перевода.

Также в этот день: Международный день борьбы за отмену рабства. Рабство — это когда один человек является собственностью другого. Сейчас рабовладение официально запрещено во всех государствах мира. Но всё же продолжают незаконно существовать трудовое, сексуальное и домашнее рабство. В первую очередь по отношению к незаконным трудовым иммигрантам и бездомным. Со случаями рабства борются во всех странах, включая и нашу. Но помимо такой прямой плотской формы рабства существует ещё и косвенная форма рабства, рабства духовного, при которой одни люди становятся рабами других через свои страсти и незнание. С этой формой рабства также необходимо бороться. Спаситель принёс нам свободу от греха и смерти, Церковь — Тело Христово — предоставляет нам для этого все нужные благодатные средства, и мы все призваны эту свободу стяжать, стяжать Духа Святого. И пост — действенное средство освобождения от греха, будем же им пользоваться.

Александр Невский 4 декабря / 21 ноября: Введение во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии.

6 декабря / 23 ноября: Благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия (1263). Святителя Митрофана, в схиме Макария, первого епископа Воронежского (1703). И князь, и святитель были великими патриотами и многое сделали для нашего Отечества и для укрепления воинства его.

Александр Невский был не только прекрасным полководцем, правителем и дипломатом, но и верным сыном Церкви. На предложения принять католицизм и посулы папских легатов князь ответил: «си вся съведаем добре, а от вас учения не приимаем». Митрополит Кирилл, духовный отец и сподвижник в служении святого князя, сказал в надгробном слове: «Знайте, чада моя, яко уже зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле». По результатам опроса россиян 2008 г. Александр Невский был выбран «именем России».

Митрофан Воронежский Святитель Митрофан, человек высокого патриотизма, своим авторитетом, милосердием и молитвами содействовал преобразованиям Петра I, в частности, постройке в Воронеже флота для похода на Азов. Святитель оказывал и материальную поддержку государственной казне, нуждавшейся в деньгах для строительства флота, и отдавал все свои средства, сознавая, что они идут на благо Родины. Царь Петр I сам нёс гроб святителя от собора до усыпальницы. Прощаясь, он сказал: «Не осталось у меня больше такого святого старца. Ему же буди вечная память». Одним из замечательных памятников жизни и деятельности святителя Митрофана является его Духовное завещание. В нём говорится, в том числе: «Простец согрешивший за одну только свою душу даст ответ Богу, а иереи будут истязаны за многих, как нерадевшие о овцах, с которых собирали млеко и волну (шерсть) … Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни мерность – богат будеши; воздержно пий, мало яждь здрав будеши; твори благо, бегай злаго – спасен будеши».

И конечно, в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!

в начало вверхвнизЕф.2:4-10

 

4 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,

5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, -

6 и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе,

7 дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.

8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:

9 не от дел, чтобы никто не хвалился.

10 Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

в начало вверхвнизЛк.12:16-21

 

16 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;

17 и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?

18 И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое,

19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.

20 Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

21 Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

в начало вверхвнизАпостольское чтение недели (Еф.2:4-10) наставляет нас о Божьей любви к людям и о благодати. Весь род людской находился в состоянии духовной смерти и порабощении злу. Но пришёл Спаситель, по Своей великой любви оживотворил и освободил нас, даже «посадил на небесах во Христе Иисусе». Через веру нашу спасает нас благодать Господня, но это — Божий дар, а не наша заслуга. Поэтому не следует хвалиться своими добрыми делами, наставляет апостол. Это Бог создал нас способными к деланию добрых дел, и не только создал, но и воссоздал во Христе Иисусе, когда мы попали в полное рабство злу и греху. И до сих пор Бог направляет нас на путь добродетели Евангельским учением и многими святыми примерами, но много таких, кто не хочет слышать Господа и даже гонит Его от себя.

Воскресное евангельское чтение (Лк.12:16-21) разъясняет сущность отношения к благам мира сего, особенно к богатству. В притче о богаче утверждается, что бессмысленно собирать сокровища для себя: «смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения». Этот богач не относится к тем, кто нажил состояние разными неправедными средствами. Он разбогател от урожая своих полей. Тем не менее, он назван безумным. Его жизнь протекает в постоянном стремлении обеспечить себе наслаждения завтра, и это завтра всегда остаётся в недостижимом будущем. Сегодня же полно забот, а в их отсутствие — в душе пустота. Богачу надо как-то занять душу свою, но он ничего не способен ей предложить, кроме простого чувственного удовлетворения: ешь, пей, веселись. А что завтра — неизвестно. Всё богатство — только на земле, его с собой в иной мир не возьмёшь. А тут его оставлять и жалко, и некому. Господь же наставляет нас «богатеть в Бога». Т.е. употреблять богатство во славу Божью и для добрых дел. Время поста особенно подходит для того, чтобы в Бога богатеть.

в начало вверхвнизпритча о безумном богаче Еп. Митрофан (Зноско-Боровский). Лк.12:16-21.

«Безумный, в ночь сию душу твою возьмут у тебя, кому же достанется то, что ты заготовил

Свидетельствуя пред Богом, что и мы считаем безумцем богача, о котором повествует Евангелие, поем и мы с вами, дорогие братья и сестры, дивную песнь «Иже херувимы тайно образующе». Дивные и загадочные слова этой песни возносим мы к Престолу Всевышнего в сознании величия Божия в творении человека. Вдумайтесь в слова этой песни! — Поем мы о том, что мы, в храме пред Богом предстоящие, таинственно изображаем ангелов-херувимов. Что это значит? Это значит: мы признаем, что есть в нас нечто, херувимам подобное, признаем наше духовное сродство с херувимами, сродство, сокрытое в глубине естества нашего. Лучший Свой дар вложил Бог в человека — образ Божий. «Разве вы не знаете, что вы храм Божий, — вопрошает Апостол Павел — и что Дух Божий живет в вас?» О, если бы эти слова Апостола пленили сознание наше, если бы мы их никогда не забывали! А то, ведь, мы с грехом сроднились, с детства к своеволию привыкаем, и живем преимущественно по велениям плоти, забывая и о Творце-Хозяине нашем и о призвании человека быть Богу в сем мире соработником.

Да, дорогие, все мы в грехах, и в то же время мы подобны глиняным сосудам, в глубине исполненным сверкающего злата. Мы — сосуды вечного Духа, мы — храм Божий, ибо Дух Божий живет в нас. Мы не должны забывать, что именно этим человек Творцом возвеличен, мало чем умален человек пред ангелами. Свят человек в тайниках души своей. Внешне грязные, замаранные легкомыслием, — а в тайнике души святы. Мы часто наблюдаем, как многие тонут в миражах радости, ползая в прахе и пошлости, забывая о своем подлинном существе. Но, дорогие мои, и эти, ползающие, не оставлены Богом — объятия Отчие и для них распростерты, ибо безмерна глубина любви Господней к человеку.

Мы — храм Божий. Человеку дана та внутренняя красота, создав которую, Бог «почил от дел Своих», а когда человек пал, в великой любви к Своему созданию, к Своему творению, Бог посылает на землю Сына Своего единородного, чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Мы — храм Божий. Кто же из нас пойдет по стопам безумца-богача евангельского? Кто подвергнет себя растлению? «Если кто растлит храм Божий, того покарает Бог», — говорит Апостол. А из уст Спасителя мы слышим: «Какая польза человеку, если он весь мир приобретет, а душе своей повредит».

Посему, дорогие мои, «попечений о плоти не превращайте в похоти», ибо предающийся похотям — теряет способность «видеть свои прегрешения», теряет способность познания самого себя, — поражает свою волю и теряет цель жизни. А все это приводит человека к отрицанию авторитета и к своеволию, и таким образом, предающийся похотям становится жалким безумцем, о котором и повествует нынешнее евангелие. Сего да не будет ни с одним из нас! Аминь.

в началовверхвнизВведение во Храм Пресвятой БогородицыВведение Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм христиане празднуют с первых веков. Введение во храм Пресвятой Богородицы совершилось по Свщ. Преданию следующим образом.

Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали обет, если родится дитя, посвятить его на служение Богу. С самого раннего возраста они внушали Ей, что Она смогла родиться только благодаря их усердным молитвам Богу и поэтому ещё до рождения была Ему посвящена. Поэтому Её место — в храме Божием, где Она будет воспитываться по закону Господню.

Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, настало время выполнить обетование. Святые родители, собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением псалмов, с зажжёнными свечами в руках привели Её в Иерусалимский храм. Там встретил отроковицу первосвященник со множеством священников. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней, по числу степенных псалмов. Младенец Мария, казалось, не могла бы Сама взойти по этой лестнице. Но как только Её поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, Она быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем священник Захария, по внушению свыше, ввёл Пресвятую Деву в Святое святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью.

Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Преблагословенная Мария осталась в помещении для девственниц, находившемся при храме. Оставшись жить при храме, святая Дева Мария находилась под надзором и руководством благочестивых наставниц, обучавших Ее, как Священному Писанию, так и разным рукоделиям. Она жила, представляя собой образец жизни лучшей и чистейшей Девы. Бдительность в молитве, скромность, смирение и кротость были Её отличительными качествами. Изучая Свщ. Писание, Пресвятая Дева Мария обратила особое внимание на пророчество Исаии, написавшего относительно Мессии: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». Размышляя об этом тексте, Она горела желанием увидеть Ту благословенную Деву, Которая удостоится стать Матерью Спасителя человечества.

Ещё будучи совсем юной, Пречистая Дева лишилась Своих родителей. Оставшись сиротой, Она всецело предалась Богу, став первой давшей обет девства. Когда Пресвятой Деве Марии исполнилось 15 лет, первосвященник и священники стали советовать Ей оставить храм и, как полагалось тогда, выйти замуж. На это Пречистая поведала им о Своём обете остаться навсегда девою, чем очень удивила их. По учению раввинов, каждая израильтянка и каждый израильтянин должны вступить в брак. Закон не разрешал девице, достигшей зрелого возраста, оставаться при храме. С другой стороны нельзя было принуждать святую Деву нарушить данный Ею обет. Поэтому Ей выбрали опекуна из престарелых родственников. Этим опекуном стал Иосиф. Чтобы исполнить закон, он должен был формально обручиться с Нею, но на деле — стать хранителем Её обета.

в начало вверхВведение во Храм Пресвятой БогородицыМитр. Антоний Сурожский. Введение во храм Пресвятой Богородицы

Есть праздники, сила которых заключается в воспоминаемом событии; важно, значительно в них, решающе для судеб человеческих то, что случилось; таков праздник Рождества Христова или праздник Воскресения; решающее значение имеет то, что действительно в тот день Бог стал человеком и родился на земле, что именно в тот день воскрес Господь, умерший крестной смертью ради нашего спасения.

И есть праздники, так же как и иконы, которые говорят нам о каком-то внутреннем событии, даже если историческая их обстановка не ясна. Таков праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Чтобы исторически в древнем Иерусалиме действительно случилось то событие, которое описывается в богослужебной песне, — едва ли возможно; но оно сообщает нам что-то более значительное, более важное о Божией Матери, нежели физическое Ее вступление во Святая Святых, которое было запрещено и Первосвященнику. Это день, когда Пресвятая Дева, достигшая той ранней зрелости, которая делает ребенка способным лично переживать, лично воспринимать и отзываться на таинственное прикосновение благодати, когда, достигши этого возраста, Она вступила действительно во Святая Святых — не вещественное Святая Святых храма, а в ту глубину Богообщения, которую исторически Храм собой изображал.

И с каким трепетом мы должны читать в богослужебной книге слова, которые приписываются с такой нежностью, с такой глубиной Иоакиму и Анне: Чадо, иди! И будь Тому, Который все тебе дал, возношением и сладким благоуханием! Вступи в ту область, куда нет двери; научись тайнам и готовься стать местом вселения Самого Бога... Как дивно подумать, что мать, отец могут обратиться к ребенку с такими словами: Войди в ту глубину, вступи в ту тайну, куда не ведет никакая вещественная дверь, и приготовь себя быть возношением Богу, сладким благоуханием, местом вселения...

Так некоторые отцы Церкви и святитель Феофан толкуют значение этого вступления Божией Матери в храм, во Святая Святых. Не тронутая грехом, не оскверненная ничем, но уже способная чистым сердцем, не оскверненной плотью, не затуманенным умом отозваться на святыню, на славу, на дивность Божию, трехлетняя Отроковица посылается в эти глубины молитвенного, созерцательного общения.

И в другом месте того же богослужения мы читаем, как Ей тихо говорит Архангел Гавриил, чтобы Она открылась Богу и приготовилась стать местом вселения грядущего Спасителя.

Вот о чем говорит нам праздник: о том, как с первых Своих шагов, напутствуемая матерью и отцом, наставляемая Ангелом, Она вступает в те глубины молитвы, безмолвия, благоговения, любви, созерцания, чистоты, которые составляют подлинное Святое Святых. И разве удивительно после этого, что мы этот день празднуем как начало спасения: первая из всех тварей Пресвятая Дева вступает в эти непроходимые, неприступные глубины, вступает в то общение с Богом, которое будет расти и расти, незапятнанно, незатемненно, неоскверненно в течение всей Ее жизни, до момента, когда, как пишет один из западных писателей, Она сможет, в ответ на Божий призыв, произнести Божие имя всем умом, всем сердцем, всей волей, всей плотью Своей и, вместе с Духом Святым, родить воплощенное Божие Слово.

Да, в день этого праздника действительно совершается для нас явление этого дивного события, начало этого возрастания, но также дается нам и образ того, к чему мы призваны, куда нас зовет Господь: во Святое Святых. Да — мы осквернены; да — наши умы отуманены; да — наши сердца нечисты; да — наша жизнь порочна, недостойна Бога. Но всем доступно покаяние, которое может очистить нас и в уме, и в плоти, и в сердце, выправить нашу волю, всю жизнь нашу сделать правой, так чтобы и мы могли войти во Святая Святых.

И в этом празднике, в словах, которые я прочел в начале, произнесенных как бы Иоакимом и Анной, разве нет призыва к каждой матери и к каждому отцу, чтобы с ранних лет — с мгновения, когда ребенок может что-то уже если не умом понять, то чуять сердцем, воспринимать чуткостью, принять благодать — сказать и нашим детям: вступи благоговейно, трепетно в ту область, куда никакая дверь — ни церковная, ни умственная, ни иная не вводит, а только безмолвное, трепетное предстояние пред Богом, — то Святое Святых — с тем, чтобы вырасти в полную меру роста Христова, уподобиться Матери Божией и стать храмом, местом вселения и Святого Духа, и Господа в Таинствах, и стать детьми нашего Небесного Отца. Аминь!


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления