Крестовоздвиженский храм в Самаре - 22.09.13-28.09.13 Неделя 13я по Пятидесятнице
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

22.09.13-28.09.13 Неделя 13я по Пятидесятнице

 

в началоНа этой седмице:

22 / 9 сентября: Воскресенье пред Воздвижением Креста. Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Праведных богоотцов Иоакима и Анны.

24 / 11 сентября: Преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев (перенесение мощей). Преподобного Силуана Афонского (1938).

26 / 13 сентября: Предпразднство Воздвижения Креста Господня. Память освящения храма Воскресения Христова во Иерусалиме (Воскресение словущее) (335).

27 / 14 сентября: Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Святителя Иоанна Златоуста (407). День воспитателя и работников дошкольного образования.

28 / 15 сентября: Первомученика архидиакона Стефана (обретение мощей, 415).

И конечно в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!

в начало вверхвниз1Кор.16:13-24

13 Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.

14 Все у вас да будет с любовью.

15 Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым),

16 будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся.

17 Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше,

18 ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых.

19 Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью.

20 Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием.

21 Мое, Павлово, приветствие собственноручно.

22 Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маранафа.

23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами,

24 и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.

в начало вверхвнизМф.21:33-42

33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.

34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;

35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.

36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.

37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.

38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.

39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.

40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?

41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

в начало вверхвнизГал.6:11-18

11 Видите, как много написал я вам своею рукою.

12 Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов,

13 ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.

14 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.

15 Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.

16 Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.

17 Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.

18 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.

в начало вверхвнизИн.3:13-17

13 Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.

14 И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,

15 дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

в начало вверхвнизВ Евангельском чтении (Мф.21:33-42) говорится о злых виноградарях, убивавших всех посланников Хозяина виноградника, включая Сына Его. Притчу Господь говорит членам синедриона, и они понимают, что Он говорит о них. Образ виноградника они хорошо знают из Псалтири и Пророков. Иисус указывает вождям Израиля на их ответственность за судьбы народа перед Богом и Законом. Веками ожидаемый Мессия пришёл. Царствие Его приблизилось, но «вожди слепые» сами в него не входят и «хотящих войти не допускают».

Яркими чертами этих виноградарей являются их самоуверенность во вседозволенности и нераскаянность. Нераскаянность напрочь закрывает им возможность спасения от грядущего гнева. Сущность нераскаянности состоит в том, что она пренебрегает Божьей благостью и долготерпением, отвергает любые проявления любви и добра, - наоборот, возрастает и укрепляется в злобном и ожесточенном сопротивлении Божьей благодати, обольщает себя всё большими успехами. Но результатом является полный провал, жестокое наказание, погибель.

Но слово Спасителя для всех и навсегда, и для нас тоже. У каждого из нас также есть свой виноградник, вверенный нам Богом для хранения и возделывания. Это «звание, в которое вы призваны» как члены Церкви, и наше звание, в котором мы поставлены, как граждане и члены гражданского общества. Что Господь делает для нас и что мы делаем для Него? Господь основал на земле Царство Своё (насадил виноградник). Он терпит наши грехи, вновь и вновь посылает Своих слуг. Он приносит величайшие жертвы и даёт людям высочайшее уверение в Своей любви («послал он к ним своего сына»). И от нас Он ждёт плодов Духа Святого. Но многие смотрят на дары Божией благодати, полученные ими без заслуг и достоинства, как на собственность, вместо того, чтобы со смирением служить ими Господу. А некоторые доходят до кощунства и оскорбления вестников Его. Обратно и вновь распинают Его своими грехами.

Апостольское чтение (1Кор.16:13-24) призывает нас: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды». Апостол Павел призывает нас также к неослабной братской любви, признательности и уважении к лицам, отличающимся благочестием и труждающимся на общую пользу. Нам нужна бдительность к внешним искушениям от мира или от людей, преданных миру, и от различных обстоятельств в жизни. Нападки на Церковь и веру только усиливаются. Но больше нам нужна бдительность к возникающим в нас внутренним движениям, от Бога ли они, или от духа обольстителя. И очень важно не утратить христианскую любовь.

Апостол пишет: «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа». Этими словами извергаются из Церкви неверующие (анафема) и призывается «гряди, Господь» (маран-афа). Это предостережение и наставление. Любовь — не попустительство безобразничающим. Любовь требует твёрдого и своевременного наказания, отвращающего человека от греха и направляющего к Богу, но наказания с любовью, а не ненавистью: «накажет мя праведник милостью и обличит мя» (Пс.140:5). Будем об этом помнить и этому следовать.

Чтение Недели перекликается с чтением в честь Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (Гал.6:11-18, Ин.3:13-17). «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» - слышим мы в Евангелии. «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» - пишет апостол Павел.

Иоанн ЗлатоустКаждому из нас надо найти и воздвигнуть в себе утерянный Крест Христов, подобно тому, как это сделали в 4-м веке святая Елена Равноапостольная и епископ Макарий. Вместе с Воздвижением Креста мы празднуем возвращение Креста Господня в Иерусалим после 14-летнего персидского пленения (в 7-м веке). Так и нам надо вернуть наш крест из пленения нашими страстями. Накануне Воздвижения мы празднуем Воскресение Словущее - освящение храма Воскресения Христова во Иерусалиме. Так и нам надо освятить храм тела своего для воздвижения в себе и несения нашего креста.

В день Воздвижения отошёл ко Господу свт. Иоанн Златоуст, но память его, праздника ради, переносится на 26/13 ноября.

На день Воздвижения приходится гражданский праздник - День воспитателя и работников дошкольного образования. Дата праздника приурочена к открытию первого детского сада в Санкт-Петербурге, на Васильевском острове 27 сентября 1863 г. Софьей Люгебиль. Растить хорошую будущую смену - Господу во славу, Церкви и Отечеству на пользу, нам на радость - тоже нелёгкий крест!

Воздвижение Креста Господня — наш храмовый праздник — входит в число двунадесятых праздников. В соборах и в приходских храмах, с благословения епархиального архиерея, совершается чин воздвижения Креста. Празднику предшествует один день предпразднства и семь дней попразднства. Отдание праздника 21 сентября / 4 октября. Уже в воскресенье (и предыдущую субботу) Церковь в своих Богослужениях вспоминает Воздвижение и готовится к нему. Особенности, связанные с праздником, вносятся и в Богослужения субботы и воскресения после праздника. Во всех храмах на всю неделю выносится Крест с изображением распятого Спасителя для поклонения и напоминания нам об Искуплении. Изображение внизу Креста черепа Адама напоминает нам об искуплении грехопадения первого человека. Иисус своей кровью, капающей на главу, омывает его. Промыслом Божиим, именно на этом месте сын Ноя Сим захоронил доставшуюся ему главу Адама, насыпал холм над могилой и назвал это место Голгофой - «лобным местом». При смерти Иисуса было великое трясение, и образовалась трещина под ногами Христа, и кровь истекала на главу Адама, омывая его грехопадение. Каждый паломник и сейчас может видеть могилу Адама под местом распятого Христа.

в начало вверхвнизО злых виноградаряхЕп. Митрофан (Зноско-Боровский). Неделя 13-я по Пятидесятнице

В притче о злых виноградарях говорится о еврейском избранном народе и о вождях его. Этот народ, в лице своих родоначальников, достоин был избрания Божия. В отличие от окружающего языческого мира, Авраам не мог верить в то, что ниже человека, он искал личного и нравственного Бога, в которого человеку не унизительно верить, и Бог явился и призвал его.

Этому народу была доверена Нива Божия — виноградник, но Израиль не дал Богом от него ожидаемого. Обильно обагрил он руки свои в крови посланников Хозяина виноградника. Так, пророки Иеремия и Захария были побиты камнями, Исаия был распилен деревянной пилой, все другие пророки испытали пытки, темницу, поругания, умерли от меча.

Чем же это объяснить? Тем, что вожди подменили Божий план об этом народе своими вожделениями, своей политикой, в результате чего Израиль утерял правильное представление о Мессии, утерял и ощущение Божия присутствия в жизни всего человечества. К великому горю, под влиянием книжников и фарисеев, под влиянием Талмуда, их национальное самочувствие приняло характер безграничного самообожения с презрением и враждой к остальному человечеству.

Пророк Исаия, много внимания уделявший политике, в которую все настойчивее уклонялись руководители Израиля, говорил, что Бог в ничто обратит горделивую политику их. «Вы», как бы говорил Исаия, «притязаете на божественное могущество и честь: напрасны ваши притязания, придет день — падут все ваши замыслы и своим падением поразят мир». Это пророчество Исаии сбылось.

И пророк Амос возвещал, что Бог не пощадит Израиля за измену тому назначению в истории, которое было ему Богом предначертано. Израиль отверг Присутствующего. Он устремился не ввысь, к Небу, к духовному величию, а к величию плотскому, к величию в политике. А ведь устами пророков Господь непрестанно повторял, что не политика должна вдохновлять народ сей, а вера в Бога, вера в Его присутствие в жизни народа, и народ, активно согласуя свою веру с волей Божией, должен был явить, среди других народов, величие своей святости. «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, чем всесожжений», — говорил им Господь устами пророка Осии. К очищению сердца и к духовному обновлению призывал Израиль и пророк Иеремия.

В лице своих вождей, в лице первосвященников, книжников и фарисеев, остался глух Израиль. Одержимые манией величия и претензией устраивать свою судьбу и судьбу мира вопреки воле Божией, вопреки планам Хозяина виноградника, они решили завладеть Богу принадлежащим виноградником. Еще до пришествия в среду виноградарей Сына Хозяина, все пророки, особенно же пророк Иезекииль, говорили о том, что ветхий Израиль умер, что Присутствующий оставил его, что на возрожденной земле утвердит Господь Новый Израиль — окончательный народ Божий, который охватит остаток Израиля и всех иноплеменников, которые примут Сына Хозяина виноградника.

Мы отчетливо видим, что борьба против Сына Хозяина Виноградника и ныне не прекращается, что сущность во всем мире происходящего сводится к борьбе против Христа и Его Церкви, это поход против христианства, христианской государственности и христианской культуры тех, кто в своих руках держит экономику и вожжи мировой политики.

В напряженной обстановке современности мы слышим голос Христа: «Не бойся, малое стало... Мужайтесь и дерзайте, ибо Я победил мир». Конечная победа за Христом и народом Божиим! Мы слышим, как и у нас на Родине один за другим поднимаются борцы за Христа. Это и нас побуждает настойчиво идти по пути верности Богу Христу, по пути нашего духовного обновления. И тогда сбудутся слова нашего отечественного пророка Ф. М. Достоевского: «...со Христом мы великое дело решим... и воссияет народ наш и скажут все люди: "Камень, его же отвергли зиждущие, стал во главу угла"». Аминь.

в начало вверхвнизСвт. Феофан Затворник. Неделя пред Воздвижением. (Гал.6:11-18; Ин.3:13-17).

«Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Вера в Сына Божия, плотью распявшегося нас ради, — сила Божия во спасение, живой источник живодействующих нравственных стремлений и настроений и приемник пространной благодати Святого Духа, всегда в сердце пребывающей и сокровенных наитий благовременно, в час нужды, свыше ниспосылаемых. Вера совмещает убеждения, привлекающие Божие благоволение и силу свыше. То и другое вместе и есть обладание животом вечным. Пока хранится в целости эта жизнь, христианин неподателен, ибо, прилепляясь к Господу, он един дух с Господом, а Господа ничто преодолеть не может. Отчего же падают? От ослабления веры. Слабеют убеждения христианские — слабеет и нравственная энергия. По мере этого ослабления, благодать вытесняется из сердца, худые же позывы поднимают голову. В час удобный происходит склонение на эти последние: вот и падение. Будь бодренным и блюстителем веры во всем ее составе, и не падешь. В этом-то смысле св.Иоанн говорит, что рожденный от Бога греха не творит.

в начало вверхвнизБогоотцы Иоаким и АннаПамять праведных богоотцов Иоакима и Анны. День рождения — праздник не только Рождающейся, но и Её родителей. И на следующий день после Рождества Богородицы мы славим Её родителей, праведных Богоотцов Иоакима и Анну.

Святой праведный Иоаким, сын Варпафира, был потомком царя Давида, которому Бог обещал, что от семени его потомков родится Спаситель мира. Праведная Анна была дочерью Матфана и по отцу была из колена Левина, а по матери - из колена Иудина. Супруги жили в Назарете Галилейском. Они не имели детей до глубокой старости и всю жизнь скорбели об этом. Им приходилось переносить презрение и насмешки, так как в то время бесчадие считалось позором. Но они никогда не роптали и только горячо молились Богу, смиренно уповая на Его Волю. Однажды, во время большого праздника, дары, которые праведный Иоаким взял в Иерусалим для принесения их Богу, не были приняты священником Рувимом, который считал, что бездетный муж недостоин приносить жертву Богу. Это очень опечалило старца, и он, считая себя самым грешным из людей, решил не возвращаться домой, а поселиться в одиночестве в пустынном месте. Его праведная супруга Анна, узнав, какому унижению подвергся её муж, стала в посте и молитве скорбно просить Бога о даровании ей ребенка. В пустынном уединении и постничестве о том же просил Бога и праведный Иоаким. И молитва святых супругов была услышана: им обоим архангел Гавриил возвестил о том, что родится у них Дочь, Которую благословит весь род человеческий. По повелению Небесного Вестника, праведные Иоаким и Анна встретились в Иерусалиме, где, по обетованию Божию, у них и родилась Дочь, нареченная Марией.

Святой Иоаким преставился через несколько лет по введении во храм Благословенной своей Дочери, в 80-летнем возрасте. Святая Анна скончалась 70-ти лет, через два года после него, проведя их при храме, рядом с Дочерью.

Рождество БогородицыСлавя родителей Богородицы, вспомним с благодарственной молитвой и своих родителей!

в начало вверхвниз

в началовверхвнизВоздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Иеромонах Мефодий. Воздвижение: Животворящий Крест Христов

В нынешний скорбно-торжественный праздник Воздвижения Животворящего Христова Креста, когда вспоминаем мы о страданиях Христа-Богочеловека, естественно, все благочестивое внимание наше должно быть устремлено на этот Святейший Жертвенник — Крест Христов и на нем распятого Христа-Жизнодавца.

Что же может сказать наше немощное слово при виде столь ужасной злобы людской, так высоко вознесшей, «на позор и удивление Ангелам и человекам» воплощенную Любовь Божественную?! Слово умолкает... но много, и многое говорит нам Сам, распятый на Кресте, наш Спаситель...

В то время, как одни из тех, ради которых пострадал Христос, отвергают Его, подобно древним фарисеям, другие равнодушно проходят мимо этого ужасного зрелища, и третьи вторично распинают Его своими грехами и беззакониями, Он, широко простерши на Кресте Пречистые руки Свои, желая всех привлечь в Свои спасительные объятия, смиренно, но грозно обращаясь к каждому из нас, взывает: ради тебя, о превознесенная гордыня человеческая, глава Моя увенчана тершем; ради тебя, беззаконник и делатель всякой неправды, руки Мои пригвождены ко Кресту; ради тебя, проводящего нечистое и скверное житие, сердце Мое уязвлено копием; ради тебя, ходящего путями стропотными и развращенными, ноги Мои изранены гвоздями; ради тебя, услаждающего гортань свою и пресыщающего чрево свое, Я вкусил желчи и оцта. По безмерной любви Своей к падшему человечеству Я вознесся на этот Крест, дабы всех вознести от земли на небо; кровь Свою пролил Я, дабы омыть ею твои беззакония.

После такого грозного призыва Страдальца-Христа можем ли мы равнодушно пройти мимо Его Крестной Голгофы?!

Приди же, надмевающийся своим знанием гордый человек, вопрошающий, подобно Пилату, — «что есть истина?» — и смиренно преклонись пред Смирившимся ради тебя. Приди, обремененный грехами и беззакониями, ибо Крестом Христовым ты прощен. Придите все, ходящие путями неправды, ибо только Распятый на Кресте есть «Путь, Истина и Жизнь».

Придем же все мы, утружденные и обессилевшие в борьбе со злом, припадем к подножию Креста Христова, ибо только в Нем наша сила, наша надежда и наше спасение.

О, преблаженное древо, на нем же распяся Христос, Царь в Господь!

Се бо прииде Крестом радость всему миру. Крест Ангелов слава и демонов язва.

в начало вверхСилуан АфонскийПреподобный Силуан Афонский (Семён Иванович Антонов, 1866-1938) родился в семье крестьян Тамбовской губернии, Лебедянского уезда, Шовской волости и села. Уже в молодости он пережил благодатное посещение Богородицы и решил уйти в Киево-Печерскую Лавру, но родитель настоял, чтобы Семён поступил на военную службу, которую он проходил в Санкт-Петербурге. По окончании военной службы в 1892 г. Семён уехал на Афон в русский монастырь святого великомученика Пантелеимона. Скоро он получил от Пресвятой Богородицы великий и редкий дар: его молитва стала «самодвижной». Вместе с тем он подвергался разнообразным бесовским нападениям. Среди прочих, его мучил помысел: «Ты молишься, и, может быть, спасешься, но если в раю ты не найдешь ни отца, ни матери, ни тех, кого ты любишь, то и там не будет тебе никакой радости». Когда инок уже совсем изнемог, ему явился Господь. Тогда Симеону было 27 лет. Когда действие благодати стало слабеть, Симеона охватило «скучание о Господе». Чтобы Христос мог пребывать в нём, ему предстояло «разумным подвигом» очистить себя от страстей. Симеон несёт монастырские послушания, предаётся усиленным аскетическим подвигам и обучается «умному трезвению». В 1911 г. он был пострижен в схиму с именем Силуан.

Как-то после многолетнего подвига, когда Силуана охватило томление, он произнес в сердце своем: «Господи <...> что я должен делать, чтобы молиться Тебе чистым умом? <...> чтобы смирилась моя душа?». И был ему ответ в сердце от Бога: Держи ум твой во аде, и не отчаивайся. Эта краткая формула содержит вековой опыт христианского подвижничества. Осуждая себя во ад, признавая себя достойным наказания, но не теряя надежды на Господа, полагая в Нём Одном свою силу и упование, подвижник обретает способность противостоять и своим страстям и нападениям извне. В этой формуле заключён путь спасения всякого христианина.

По мере благодатного роста, преподобный всё больше молится за мир, «за всего Адама, как за самого себя». Старец говорит: «Брат наш есть наша жизнь», «Кто не имеет в себе любви к врагам, в том Дух Божий не обитает». Преподобный Силуан с плачем молился о всем мире тогда, когда мир был охвачен войной, когда Россию раздирала гражданская война, когда множество людей становилось жертвами массового террора, и Русская Церковь шла путем мученичества. Старец Силуан в молитве сораспинался кроткому, любящему Христу и «мог умолить Его о неисчетном множестве людей».

Известны многочисленные случаи исцелений по молитвам у мощей преподобного.

Записки Силуана Афонского, опубликованные в 1952 г. его учеником архимандритом Софронием (Сахаровым) иногда называют Новым Добротолюбием.

Силуан Афонский:

«Сердце мое возлюбило Тебя, Господи, и потому скучаю по Тебе и слезно ищу Тебя. Ты украсил небо звездами, воздух - облаками, землю же - морями, реками и зелеными садами, но душа моя возлюбила Тебя и не хочет смотреть на этот мир, хотя он и прекрасен. Только Тебя желает душа моя, Господи. Твой тихий и кроткий взор я не могу забыть, и слезно молю Тебя: приди, и вселись, и очисти меня от грехов моих. Ты видишь с высоты святой славы Твоей, как скучает душа моя по Тебе».

«Молю Тебя, милостивый Господи, да познают Тебя Духом Святым все народы земли».

«Неверие бывает от гордости. Горделивый человек своим умом и наукою хочет познать все, но ему не дается познать Бога, потому что Господь открывается только смиренным душам. Смиренным душам Господь показывает Свои дела, которые непостижимы для нашего ума, но открываются Духом Святым. Простым умом можно познавать только земное, и то отчасти, а Бог и все небесное познается Духом Святым».

«Чем больше любовь, тем больше страданий душе;
чем полнее любовь, тем полнее познание;
чем горячее любовь, тем пламеннее молитва;
чем совершеннее любовь, тем святее жизнь».

«Благодать дала мне познать, что все люди, любящие Бога и хранящие заповеди Его, исполнены света и похожи на Господа; а идущие против Бога - исполнены мрака и похожи на врага».


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления