Крестовоздвиженский храм в Самаре - 17.06.12-23.06.12 Неделя 2-я по Пятидесятнице, всех святых, в земле Российской просиявших
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

17.06.12-23.06.12 Неделя 2-я по Пятидесятнице, всех святых, в земле Российской просиявших

 

в начало Неделя 2-я по Пятидесятнице, всех святых в земле Российской просиявших.

Евангельское чтение недели (Мф.4:18:23) рассказывает нам о призвании Иисусом Христом первых апостолов: Петра и Андрея, Иакова и Иоанна. Это люди простые, чуждые суетности и неиспорченные тлетворным духом времени - рыбаки, совместно занимающиеся своим трудом. И они, услышав Его зов, тотчас, оставив сети и отца, последовали за Ним. Они оставили семью, дела, - всё, чтобы следовать за Господом, стать апостолами, ловцами человеков. Так и каждый из нас имеет определённое Творцом назначение. И каждому из нас Слово Божье говорит, что мы созданы по образу Божьему и должны быть совершенны, как совершенен Отец Небесный. Много ли тех, кто следует своему назначению и призванию, стремятся возрасти в своём подобии Христу? Апостольское чтение (Рим.2:10-16) напоминает нам, что все люди, без благодати во Христе, находятся от природы под грехом и подлежат суду Божьей правдой. Суд же будет по делам нашим, «не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут». «Нет лицеприятия у Бога», перед Ним все равны, и каждому дана возможность творить дела праведные во славу Божью: «слава и честь и мир всякому, делающему доброе». Таковы наши святые.

На прошлой неделе мы славили всех святых. А в эту неделю, 2-ю по Пятидесятнице, через несколько дней после Дня России, мы славим всех святых в земле Российской просиявших. Велика и обильна наша земля святыми! В это же воскресенье мы славим Собор всех преподобных отцов, на святой горе Афон просиявших, среди которых и наши соотечественики. И вместе Собор всех Болгарских святых.  Это переходящие празднования во 2-е воскресенье после Пятидесятницы. В среду славим Собор Ивановских святых, а в субботу - Собор Рязанских святых и Собор Сибирских святых. В каждый из дней недели мы поминаем кого-то из святых земли Российской. Как сказал Святейший Патриарх Алексий II, «Русь впитала от Православия убежденность: ТОЛЬКО СВЯТОСТЬ НОРМАЛЬНА для человека».

И на эту же седмицу приходится в нынешнем году День скорби и печали - день памяти о начале Великой Отечественной войны. Во многих странах в этот день приспускают государственные флаги и вспоминают эту войну. В этот день мы вспоминаем всех погибших в боях и в фашистской неволе, умерших в тылу от лишений. Вспоминаем всех овдовевших, осиротевших, потерявших на войне своих детей и близких. Вспоминаем всех потерявших свой кров, всех беженцев. В эту же седмицу, за два дня до Дня скорби и печали, 20 июня отмечается Всемирный день беженцев. 23 июня отмечается Международный день вдов.

На то великое горе накладывается память и о наших потерях в послевоенные годы - в других войнах и локальных конфликтах, и особенно свежи в памяти потери, связанные с развалом СССР, который мы когда-то отстояли в Великую Отечественную войну. Тут опять конфликты, распри, беженцы, сироты, вдовы, несчастные матери. Вспоминая всё это, давайте сохранять, милостью Божией, наше Отечество от внутреннего и внешнего врага.

В эти дни поста, вспоминая наши потери в годы войны, развала СССР, вспоминая все другие наши потери и скорби услышим слова, сказанные святым праведным Иоанном Кронштадтским (которого мы славили на прошлой неделе) святому праведному Алексию Мечёву (которого мы славим 22 июня). Отец Алексий тогда скорбел о своей скончавшейся жене. Он спросил отца Иоанна: «Вы пришли разделить со мной моё горе?», а тот ответил: «Не горе твоё я пришёл разделить, а радость: тебя посещает Господь». О. Иоанн посоветовал: «будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя, и тогда увидишь, что твоё несчастье мало, незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станет». Впоследствии о. Алексий скажет о себе: «Господь посещает наше сердце скорбями, чтобы раскрыть нам сердца других людей».

в начало вверх вниз День всех святых, в земле Российской просиявших..

Всех святых нашего Отечества мы славим через неделю после Дня всех святых. Праздник этот существовал уже в 16 веке, но всероссийского распространения тогда не получил. Всероссийским праздник был установлен на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. На Соборе с докладом выступил профессор Петроградского университета (ныне СПбГУ) академик Борис Александрович Тураев, в котором отметил, что «составленная в Великороссии служба нашла особенное распространение на периферии Русской Церкви, на западной ее окраине и даже за пределами ее в то время разделения России, когда особенно остро чувствовалась потеря национального и политического единства. <...> В наше скорбное время, когда единая Русь стала разорванной, когда нашим грешным поколением попраны плоды подвигов святых, трудившихся и в пещерах Киева, и в Москве, и в Фиваиде Севера, и в Западной России над созданием единой Православной Русской Церкви, представлялось бы благовременным восстановить этот забытый праздник, да напоминает он нам и нашим отторженным братиям из рода в род о Единой Православной Русской Церкви и да будет он малой данью нашего грешного поколения и малым искуплением нашего греха». Как эти слова злободневны и теперь! Собор принял постановление празднование восстановить и совершать его в первое воскресение Петровского поста.

Собор положил, что этот праздник должен стать как бы храмовым для всех православных церквей на Руси. В этот день мы славим всю Святую Русь и в покаянии вспоминаем прошлое, чтобы извлечь уроки для будущего созидания Церкви в новых условиях. Это призыв ко всей Церкви, ко всем нам, и он по-прежнему злободневен.

В отечественных святцах есть люди разных сословий, служений и дарований, тут учёные святители и юродивые, князья, воины и простолюдины. Особенностью Русского Православия стала соборность. Соборность - это единство в многообразии, единение в общину в любви, вере и жизни. Такие разные люди - в Церкви, в общине, становятся едины, не теряя своеобразия, сохраняя свою личность, объединяя свои способности, дарованные Богом. А.С. Хомяков определил соборность как «единство … органическое, живое начало которого есть Божественная благодать взаимной любви». Верую «во единую святую, соборную и апостольскую Церковь». Только в такой Церкви возможно спасение каждого и спасение народа.

Наши святые жили в вере, как живом общении с Богом, и служении Отечеству. Кратко это выражает девиз «за Веру, Царя и Отечество». Этот девиз появился в 17 в. и позже был отражён на Большом Государственном Гербе Российской Империи.

Святые Земли Российской всегда с нами. Среди повседневной жизни, семейных забот, производительного труда, управления и политической деятельности они способствуют нашему духовному развитию и направляют к Богу. Они - всегдашние помощники, заступники наши и молитвенники за нас. И пока мы с ними, под Покровом Богородицы, мы справимся с любыми испытаниями. «Если Бог за нас, кто против нас?» Давайте же оставаться на том пути, который прокладывали нам апостол Андрей Первозванный, святые равноапостольные княгиня Ольга и великий князь Владимир Красное Солнышко, Серафим Саровский и Иоанн Кронштадтский и вся Русь Святая до Исповедников и Новомучеников Российских и современных нам, пока неизвестных святых подвижников.

в начало вверх вниз День скорби и печали.

Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием и соединила в общей борьбе за Отечество многих вчерашних врагов, наших соотечественников, как оставшихся на нашей земле, так и покинувших её. Давайте снова вспомним о всех погибших в этой войне, и тех, кого помним, и тех, кого забыли, и безымянных. Давайте зажжём свечи в их память, в храме и дома. В 2009 года был заложен обычай - в ночь на 22 июня люди ставят на окна зажженные свечи - «свечу памяти».

Перед лицом страшной беды, смертельной угрозы для всей земли и всего народа нашего, наши соотечественники соединились, отложив другие, тоже страшные и смертельные противоречия. Пусть это будет нам примером теперь, когда вновь полна наша земля нестроений, и вновь ей грозит гибель со стороны этих нестроений: от вырождения и вымирания, утери совести, культуры и желания что-то сделать, от взаимной вражды и жажды наживы, от навязываемого образа жизни, который есть смерть. Давайте найдём в себе волю и силу объединиться без новой страшной внешней беды.

в начало вверх вниз Феофан Затворник. Неделя вторая по Пятидесятнице. (Рим.2,10-16; Мф.4,18-23).

Позвал Господь Петра и Андрея, и они тотчас, оставя все, пошли за Ним. Позвал Он Иакова и Иоанна, и они тоже тотчас оставили все и пошли за Господом. Отчего же они так скоро и охотно пошли? Оттого, что увидали лучшее. Таков уж закон у нас в душе, что узнав и вкусив лучшее, она отвращается от худшего и бросает его. Тут совершается то же, что потом Господь изобразил в притче о сокровище, сокрытом на селе, и о бисере многоценном. Это сокровище и бисер - вера в Господа и общение с Ним по силе веры. Обладателями этого мы нарицаемся еще в крещении. Отчего же мы так мало ценим такое сокровище и, мало ценя, меняем на пустошь? Оттого, что во время воспитания не вводят нас во вкус этого сокровища, и оно становится чуждо нашему сердцу. Сердце наше не знает этого лучшего. Оно знает только, что из нехорошего меньше нехорошо и что больше, и на этом основывает свой взгляд. Тут причина вся, отчего иных зовет Господь и они идут, а мы, и призванные, бежим от Него.

[Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. http://days.pravoslavie.ru/Days/today.htm#feofan]

в начало вверх вниз Митрополит Антоний (Храповицкий) 2 Неделя: Призвание учеников. (Мф. 4:18-23).

В Евангельском повествовании о призвании учеников поражает быстрота их отклика на призыв. Как будто они раньше много над этим размышляли. В этом быстром отклике во всяком случае, виден подъем духа, и это настроение преимущественно не оставляет их все время следования за Спасителем. Правда было отречение Иуды, а в скором времени и Петра, но в последнем случае грех был поверхностный и очень скоро за ним последовало покаяние, а потом прощение. Подъем духа и проясненная совесть дают им понимать, как значительно быть Его учениками. Однако в ночь предания они все разбежались. И они же потом все верно преданы вере и святости. Однако эта преданность не дана им извне, а всегда есть следствие подвига и прежде всего смирения. И то поучительно, что они были святы, хотя бывали и грешны и между ними бывали даже столкновения по этому поводу: так укорял Ап. Павел Ап. Петра в лицемерии. Но грехи таких угодников Божиих не отклоняют их от преданности Богу и вере, и они быстро исправляются, когда в чем согрешили.

Таков путь и святых, и нас грешных, но не страшен грех, когда есть дух самоукорения, открывающий двери покаяния. Но страшно, когда оставляет нас этот дух самоукорения. Тогда мы ближе чем думаем к тем, о ком говорится «эти люди устами Меня чтут, сердце же их далеко отстоит от Меня».

в начало вверх вниз Святые праведные сестры Марфа и Мария, жены-мироносицы.

В это воскресение мы славим святых сестёр Марфу и Марию. Они уверовали во Христа еще до воскрешения Им их брата Лазаря. По убиении святого архидиакона Стефана, наступлении гонения на Церковь Иерусалимскую и изгнании праведного Лазаря из Иерусалима, они помогали своему святому брату в благовествовании Евангелия в разных странах. О времени и месте их мирной кончины сведений не сохранилось.

Служение труженицы Марфы и молитвенницы Марии стало символом деятельности Марфо-Мариинской Обители милосердия и любви, которую основала в 1907 г. преподобномученица Великая княгиня Елисавета. «Помогать больным и бедным, утешать находящихся в горе и скорби» - так начинается Устав, разработанный святой Елисаветой. Обитель действует и теперь. Появились и другие Марфо-Мариинские обители.

в начало вверх вниз Всемирный день беженцев, 20 июня.

В 2001 году Генеральная Ассамблея ООН отмечала пятидесятилетие Конвенции о статусе беженцев и приняла резолюцию, закрепившую за 20 июня статус Всемирного дня беженцев. По данным ООН, теперь на планете зарегистрировано около 20 миллионов беженцев и 25 миллионов внутренне перемещенных лиц. А ещё ведь есть незарегистрированные. В 1950 г. создано Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Российская Федерация также участвует в его деятельности и, по мере возможности, участвует в международной работе по решению проблем, связанных с беженцами.

в начало вверх вниз Международный день вдов, 23 июня.

В 2010 г. Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию, закрепившую за 23 июня статус Международного дня вдов. По данным ООН, теперь насчитывается около 250 миллионов вдов, из них 115 миллионов испытывают нищету. Много вдов проживает в местах войн и вооруженных конфликтов. Многие из них теряют мужей в молодом возрасте и воспитывают детей в условиях боевых действий.

в начало вверх вниз Святой праведный Алексий Московский, Алексей Алексеевич Мечёв (17 марта (30 марта) 1859 - 22 июня 1923).

Оптинские старцы говорили московским паломникам: «Зачем вы ездите к нам? У вас есть отец Алексий». Верующих привлекала к нему его «милующая любовь». Со всей России шли они в маленький храм Святителя Николая - и никто не уходил без духовной помощи и утешения.

Алексий окончил Заиконоспасское духовное училище, Московскую духовную семинарию. Мечтал учиться в университете и стать врачом, но по настоятельной просьбе матери принял священный сан. Вся его жизнь была связана со служением в московских храмах. Служил псаломщиком в Знаменской церкви. С 18 ноября 1884 г. - диакон церкви великомученика Георгия в Лубянском проезде. С 19 марта 1893 г. - священник храма св. Николая в Клённиках на Маросейке, в котором прослужил до конца жизни. Это был один из самых маленьких храмов Москвы, почти без прихожан. Несмотря на это, о. Алексий ввёл в церкви ежедневное богослужение, 8 лет служил в пустом храме почти в одиночестве. Однако постепенно священник получил известность как добрый пастырь, в храме становилось всё больше прихожан, со временем сформировалась одна из самых известных в Москве православных общин. По воспоминаниям верующих, его проповеди были просты, искренни, трогали сердце глубиной веры, правдивостью, пониманием жизни.

В нижнем жилом этаже храма о. Алексий открыл церковно-приходскую школу, устроил приют для сирот и неимущих. В течение 13 лет преподавал Закон Божий в женской гимназии Е. В. Винклер, был известен как добрый наставник, стремившийся, чтобы его ученики стали верующими людьми, а не получали формальные знания. Способствовал возрождению древнерусской иконописи, благословив на писание икон свою духовную дочь Марию Николаевну Соколову, впоследствии монахиню Иулианию. Был близок к оптинским старцам. После кончины жены и встречи с св. Иоанном Кронштадтским сам получил известность как старец (хотя и не принимал монашества, оставаясь приходским священником в сане протоиерея). Был скромным и прозорливым человеком. Часто вёл беседы с прихожанами на темы о житиях святых.

В советское время его дважды вызывали на «собеседование» в ОГПУ, ему запрещали принимать верующих. Репрессирован не был. В 1923 г. уехал отдыхать в Верею, где и умер. Был похоронен в Москве на Немецком (Введенском) кладбище, на его похороны собрались многие верующие столицы. Литургию отпевания совершал архиепископ Феодор (Поздеевский), а в похоронах принял участие Патриарх Тихон (оба архиерея были только что освобождены из заключения).

Причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским собором Русской православной церкви в августе 2000 года. Тогда же был канонизирован его сын и преемник в качестве настоятеля храма Сергий Мечёв. В 2001 году совершилось обретение мощей святого праведного Алексия Московского и перенесение их в храм свт. Николая.

в начало вверх вниз Праведный Алексий (Мечёв) Московский. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас».

Вот судья, к коему с таким доверием приходят всякого рода люди, ища у него суда скорого, правого и милостивого.

Здесь мало объяснить закон и оправдать или примирить. Надобно привести тяжущихся к чувству совести, дать понять нарушение законов, пробудить человеческое чувство к ближнему, как к брату. Сколько нужно любви к душе человека, знания разнообразных нужд людских, уменья и терпенья просветить темное сознание и смутное чувство. Где же он найдет все эти необходимые качества? Нет, общественная деятельность освещается христианским духом, общественный деятель в глубине совести носит св. побуждение, и жизнь общественная для него есть поприще для выражения его душевных свойств, христианских чувствований и дел добра, великодушия, самоотвержения.

Таким образом, есть более высокие обязанности у христиан: это обязанности веры и внутренней душевной деятельности. Дело это так важно, что оно стоит выше всего, выше всех других обязанностей, и ему-то должно быть посвящено особое время с оставлением всех прочих. Когда ты молишься, говорит Спаситель, войди в клеть твою и, затворив за собою двери, помолись Отцу Твоему (Мф.8:6). Эти слова можно отнести ко всякому душевному делу. Среди дел житейских как забыть о душе и её потребностях? Уединись и подслушай, о чем тоскует душа, чего ищет, что занимает ее? И скажет она, что ничто земное не радует и не доставляет ей полного счастья, что есть иной высший мир, к которому она предназначена, что есть там Свидетель всех наших помышлений и дел, и явится забота, как приготовить душу свою к такой св. цели. Благодарите, други, Бога за то, что Он дал тебе столько средств для твоего душевного блага, и не злоупотребляйте преимуществами высокого происхождения, богатства и образования, чтобы они не обратились в упрек и в осуждение. Но когда услышишь зов Бога не только на брачный пир, но и на дела христианского благочестия, не уклоняйся на житейские дела, но отзовись с любовию и дай душе твоей испытать радость сродных ей благочестивых занятий.

Перейдем к людям, живущим на исходищах путей в бедности и нужде. Как унижены были они до Иисуса Христа, эти несчастные. Между тем к ним-то и обратился Господь, труждающимся и обремененным, которых презирал весь мир.

В них Он видит ту же бессмертную душу, ради которой Он и пришел с неба, а в этой душе Он прозревал великие силы, лишь спящие, униженные, подавленные. И вот посылает Он Своих благовестников: подите на перекрестки дорог и всех, кого найдете, зовите на брак.

Всех, кого найдете: как дóрог и чтим перед Богом каждый человек! Нет нужды, что в рубище он, что руки его измождены черным трудом, что вид его уныл, - зовите его, он создание Божие, в нем кроется Божественного происхождения душа, он может измениться, преобразиться, как лучший из людей. «Я вижу, - говорит Апостол, - что между вами немного мудрых по плоти, немного сильных, немного благородных (1Кор.1:26), поднимите свой благодатный взор, так как все приглашены на пир Царя Небесного. Ведь перед всеми раскрыт этот же свод небес и вся чудная природа. И в низшей доле Бог посылает радости семейные, взаимную дружбу, бóльшее участие в скорбях».

Правда, тяжело быть осужденным на труды изнурительные, на вечную заботу о насущном пропитании, но если при этой жизни мы сами не приносим зла и преступления, если не отравляем невоздержанием и пороками мира и спокойствия, тогда труд и нужда удобоносимы. Трудились Патриархи в поте лица и были высоки пред Богом, потому что воспитали душу свою в полной покорности воле Божией, в простоте и умеренности жизни. Бедные призываются к блаженной участи не вследствие бедности, но по их душевному богатству, внутренним добродетелям. В Евангельской притче есть одно замечание против бедных, недостойных Царствия Божия, когда царь увидел человека не в брачной одежде. Значит, один труд, бедность и горе не спасают человека, но спасает его верующая и любящая Бога душа, сердце чистое и доброе, терпение, испытанное скорбями, и вообще внутренний человек, украшенный образом и подобием Божиим.

Други, и ныне зов этот продолжается. Не допустим же, чтобы некогда Господь и об нас сказал то же, что сказал Он о Своем времени: много званых, мало же избранных.

[«Пастырь добрый». Жизнь и труды московского старца протоиерея Алексея Мечева].

в начало вверх вниз Во время поста. Из БИБЛИИ (Ис.58:2-11).

2 Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу:

3 "Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?" - Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других.

4 Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.

5 Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?

6 Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;

7 раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.

8 Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.

9 Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: "вот Я!" Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,

10 и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой [будет] как полдень;

11 и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают.

в начало вверх вниз Во время поста. Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы.

«если не находим в себе обильных плодов любви, мира, радости, кротости, смирения, простоты, искренности, веры и долготерпения: то тщетны и напрасны были все наши подвиги; потому что всякое таковое делание и все подвиги должны совершаться ради плодов. Если же не оказывается в нас плодов любви и мира, то вотще и напрасно совершается всё делание».

[Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы. СТЛ, 1994, стр. 349]

в начало вверх Международный Олимпийский день, 23 июня.

В Олимпийской хартии записано: Олимпийское движение имеет своими целями воспитывать молодёжь с помощью спорта в духе лучшего взаимопонимания и дружбы, способствуя, таким образом, созданию лучшего и более спокойного мира.

В 1894 г. в Париже состоялся Международный конгресс по проблемам физического воспитания. 23 июня Пьер де Кубертен представил на нём доклад с предложением возродить традицию древнегреческих олимпиад с тем, чтобы раз в четыре года проводить «соревновательные игры с приглашением к участию в оных всех народов». Конгресс одобрил его предложение и принял разработанные им организационные основы Олимпийских игр. Тогда же был создан Международный олимпийский комитет (МОК), пост Генерального секретаря которого занял Пьер де Кубертен. Конгресс принял решение о проведении Игр и Олимпиады в 1896 г. в Греции. В 1967 г. МОК принял решение считать 23 июня Международным Олимпийским днём.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления