Крестовоздвиженский храм в Самаре - 03.06.12-09.06.12 Неделя 8-я по Пасхе, День Святой Троицы. Пятидесятница.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

03.06.12-09.06.12 Неделя 8-я по Пасхе, День Святой Троицы. Пятидесятница.

 

Евангельское чтение недели (Ин.7:37-52;8:12) передаёт нам проповедь Господа о дарах Духа Святаго, Которого примут верующие в Него. А в апостольском чтении (Деян.2:1-11) изображается сошествие Святого Духа на апостолов. Как часто мы слышим: "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа", a в эту неделю мы празднуем в честь и славу Пресвятой, Единосушной, Животворящей и Нераздельной Троицы. Праздник продолжается на следующий день Понедельником Святаго Духа, когда мы особо славим третье Лицо Пресвятой Троицы - Святаго Духа. На каждой литургии мы слышим: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и причастие Святого Духа будет со всеми вами!" Все мы приняли Святого Духа в таинстве крещения и запечатлены Его дарами в таинстве миропомазания. В дни этих великих праздников спросим себя: сохранили ли то, что приняли? Каким духом водимся мы теперь: духом мира сего, или Духом от Бога?

В воскресенье мы также славим равноапостольных Константина и Елену, а также икону Божией Матери Владимирскую в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла полиелейная служба в честь Владимирской иконы Божией Матери переносится на вторник, 23 мая; также на вторник, 23 мая, может быть перенесена служба равноапостольных Константина и Елены.

В четверг вспоминаем третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Сплошная седмица перед Петровым постом.

в начало Праздник Пятидесятницы, День Святой Троицы установили апостолы. Он относится к двунадесятым переходящим праздникам. В этот день мы вспоминаем сошествие на апостолов Святого Духа, что произошло в воскресенье на 50-й день по Пасхе. Поэтому праздник и называют Пятидесятницей.

В этот день была явлена тайна Святой Троицы, Единой в трёх Лицах: Бога Отца Вседержителя и Творца, Бога Сына, Спасителя от порабощения диаволу, и вот - Бога Духа Святого, Утешителя, сошедшего на апостолов. Поэтому этот праздник называется Днём Святой Троицы.

После Сошествия Святого Духа апостолы внутренне преобразились. Вспомним непонимание учениками Господними слов своего Учителя, их отчаяние после Его крестной смерти, их сомнения в Его Воскресении. Теперь они стали иными - людьми крепкой веры, неутомимыми проповедниками Слова Божия, готовыми к любым испытаниям и к мучительной телесной смерти ради веры. Святой Дух дал апостолам благодать священства для устроения Церкви на земле, силы и разум для проповеди Слова Божия по всему миру и множество других благодатных даров. В этот день по проповеди апостолов к ним присоединилось множество иудеев. Этот день считается днём рождения Новозаветной Церкви. Этим событием завершается дело спасения рода человеческого. "Чему быть благоволил Бог-Отец, что исполнил в Себе Сын Божий, - то присвоить верующим снисшел ныне Дух Святой" (Еп. Феофан Вышенский). По преданию, на месте сошествия Святого Духа на апостолов устроен был первый христианский храм, который был в 4 в. возобновлён св. Еленой.

Апостолов слушали люди, собравшиеся в Иерусалиме со всего мира, говорящие на разных языках. Но все они понимали апостольскую проповедь. Это чудо знаменовало распространение апостольской проповеди и Церкви по всему миру. Само слово "Церковь" означает "Собрание". Так был указан путь к единению всех людей, преодоления того непонимания, которое возникло после вавилонского смешения языков. Поэтому мы поём в кондаке праздника (слова в квадратных скобках даны для пояснения): "Когда сошёл Всевышний и смешал языки [в Вавилонском столпотворении], то этим Он разделил народы. Когда же Он раздал огненные языки [в день Пятидесятницы], то всех призвал к единству; и мы единогласно славим Всесвятого Духа".

Этим праздником завершается важнейшая часть года, начавшаяся Неделей мытаря и фарисея - 120 дней! В течение этого времени мы шли через покаяние, через Великий пост, через торжество Воскресения и Вознесения - к этому празднику сошествия Духа Святого и рождения Церкви Христовой. Нам ещё раз был представлен путь в Царство Небесное, и наше дело - выбрать, пойдём мы этим путём или нет.

Так же как Пасха пришлась на время ветхозаветной Пасхи, так и Пятидесятница пришлась на время иудейской Пятидесятницы. У иудеев оба эти праздника относились к основным, именно поэтому они и стекались в Иерусалим со всего мира. В Ветхом Завете Пасха была воспоминанием исхода евреев из египетского рабства, а Пятидесятница была памятью о даровании Богом Моисею Закона - десяти заповедей на Синайской горе. Так и в Новом Завете Пасха стала празднованием смерти и Воскресения Христовых, "исхода" людей из грешного мира в Царство Божие, а праздник Пятидесятницы стал дарованием "нового Закона" - благодати, "ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа" [Ин.1:17].

В этот день впервые после Пасхи поётся молитва Святому Духу "Царю Небесный". А после литургии служится торжественная Троицкая вечерня, во время которой иерей читает на коленях в царских вратах, лицом к народу три молитвы, составленные св. Василием Великим.

Первая молитва - Богу Отцу. Мы исповедуем пред Отцем Небесным наши грехи и просим Его помиловать нас ради великой жертвы сына Его, Господа нашего Иисуса Христа.

Вторая - Господу Иисусу Христу о нас грешных, на земле живущих. Мы просим Господа даровать нам Божественнаго Духа.

Третья - Господу Иисусу Христу об усопших в вере наших братьях, о которых мы также молились в канун праздника, Троицкую родительскую субботу. Мы просим Господа, сошедшего во ад и сокрушившаго силу диавола, упокоить наших усопших отцев и братьев в месте светле, в месте злачне, в месте покойне.

в начало Феофан Затворник. Неделя св. Пятидесятницы.(Дея.2,1-11;Ин.7,37-52;8,12).
Совершилась экономия нашего спасения! Действия всех Лиц Пресвятой Троицы в сем деле отныне вступили в силу. Чему быть благоволил Бог-Отец, что исполнил в Себе Сын Божий, то присвоить верующим снисшел ныне Дух Святой. Ибо спасение наше "по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа" (1 Пет. 1, 2). Того ради и "крещаемся во имя Отца и Сына и Святого Духа", обязуясь "соблюдать все, что Я повелел вам" (Мф.28, 19-20). Не исповедующие Пресвятой Троицы не могут иметь части в спасительных действиях Лиц Ее и, следовательно, получить спасение. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущной и нераздельной, предавшей нам исповедание о Себе! "Отче Вседержителю, Слове и Душе, треми соединяемое во Ипостасех естество пресущественне и пребожественне,  в Тебя крестились, и Тебя благословим во все веки".

в начало Об украшении храма на праздник Пятидесятницы. Из Руководства для сельских пастырей, 1889 г.:
"Украшение молодыми деревцами берез и других пород установлено не церковными правилами, а народным обычаем. Святейший Синод запретил (Указ 1875 г. 23 мая) употреблять для этого украшения молодые деревца березы, а дозволил употребление цветов, кустарных и полукустарных растений и ветвей дерев. Новгородская Духовная Консистория разъяснила местному духовенству, что древний обычай украшения в день Святыя Троицы церквей и домов зеленью необходимо поддерживать, а не заботиться о совершенном его прекращении. Распоряжение Святейшего Синода "о сохранении молодняков древесной породы от употребления на украшение в некоторые праздничные дни храмов, жилых помещений и пр." имело целию не уничтожить этот обычай, а только предотвратить ненужное истребление молодых берез, в виду общественной же пользы, при чем, конечно, не имелись в виду такие местности, где самая густота леснаго произрастания требует вырубки излишних дерев для свободы роста других дерев. А потому Новгородской Консисторией предписано благочинным, чтобы на будущее время они прекратили сообщать в полугодичных своих рапортах сведения, касающиеся молодняков древесной породы."

в начало День Святаго Духа, Духов День, Понедельник Святаго Духа был установлен Церковью "ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы", в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.

Святой Дух - Третье Лицо (Ипостась) Святой Троицы, истинный Бог, единосущный и равнославный Отцу и Сыну. Как и все Ипостаси Святой Троицы, Святой Дух обладает свойствами присущими только Богу. Святой Дух равночестен в Своем достоинстве Отцу и Сыну, единосущен Им, обладает единой с Ними Божественной сущностью (природой). Как и всем Лицам Святой Троицы, Святому Духу воздаётся единое и нераздельное поклонение, т.е. поклоняясь Святому Духу, христиане поклоняются вместе с Ним Отцу и Сыну, постоянно имея в виду Их общее Божество. От Двух Других Лиц Святой Троицы Святого Духа отличает ипостасное свойство, которое заключается в том, что Он предвечно исходит от Отца. Исхождение Святого Духа не имеет ни начала ни конца, оно вне времени, ибо вне времени существует Сам Бог.

В силу Своего Божественного вездеприсутствия Святой Дух может пребывать и в уверовавшем во Христа человеке, сообщая ему доселе неведомое познание Бога, приобщая его к полноте всеблаженой Божественной жизни. Божественные действия в человеке часто именуются благодатью Святого Духа, поскольку Святой Дух непостижимо вселяется в человека, обитает и пребывает в нем. Вместе с тем, благодатные Божественные действия общи всем Лицам Святой Троицы и пребывание Святого Духа в человеке означает и сопребывание с Ним Отца и Сына - Божественного Ума и Божественного Слова, то есть всей Святой Троицы.

в начало Феофан Затворник. Понедельник. (Еф.5,9-19; Мф.18, 10-20 ).
Утешая учеников Своих, Господь говорил, что для них лучше, чтоб Он взошел на небо, ибо, возшедши, Он пошлет вместо Себя Утешителя - Духа. Нисшел Дух Святый и пребывает в Церкви, совершая в каждом человеке верующем дело Христово. Всякий христианин - причастник Духа. Это так необходимо, что кто Духа не имеет, тот и не Христов. Присмотрись же хорошенько - есть ли в тебе Дух благодати? Ибо он не у всех остается, а бывает так, что и отходит. Вот приметы: сначала находит дух покаяния, и учит христианина обращению к Богу и исправлению жизни; дух покаяния, совершив свое дело, передает христианина духу святости и чистоты, которому преемствует, наконец, дух сыноположения. Черта первого - трудолюбная ревность; черта второго - теплота и горение сердца сладкое; черта третьего - чувство сыновства, по которому исходит из сердца воздыхание к Богу: <Авва, Отче!> Смотри, на которой из этих степеней находишься. Если ни на какой, прими заботу и попечение о себе.

в начало Молитва Святому Духу.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.   Царь Небесный, Утешитель Дух истины, везде находящийся и все наполняющий, Источник всякаго блага и Податель жизни, приди и поселись в нас, и очисти нас от всякого греха и спаси, Благий, души наша.  

Краткая, точная и исчерпывающая формулировка учения Церкви о Святом Духе находится в известной всем нам молитве "Царю Небесный". Эта молитва, в значительной своей части изложена словами Самого Иисуса Христа и заключает в себе всё, что мы знаем о Духе Божием, и чего мы можем просить у Него. Он именуется "Царем Небесным", как Третье Лицо Святой Троицы, равное Отцу и Сыну. Он именуется "Утешителем", по Его значению в нашей духовной жизни, и "Духом истины", т. е. открывающим людям истину, научающим ревновать о её чистоте и сохранять её. По Его Божественной природе Он "везде сущий и всё исполняющий". Он "Сокровище благих" - источник и хранитель всякого блага для людей и всего мира, и "Податель жизни" человеку и всему сущему, как телесной, так и духовной.

Призывая Духа Божия, мы просим у Него не помощи и успеха во внешних делах и предприятиях, а внутреннего в нас пребывания, просим, чтобы Он вселился в нас и очистил нас от всякой духовной скверны, и этим спас души наши. Так со всею ясностью и полнотою указывается значение Духа Божия для нашей внутренней жизни, для нашего спасения от разъедающего нас внутреннего зла, от греха. Такой же характер имеют и другие наши молитвы к Духу Божию. Так, в тропаре третьего часа мы просим Бога ниспослать нам Духа Святого для нашего внутреннего обновления: "Господи, иже Пресвятого Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся!"

в начало Святые равноапостольные император Константин Великий (272-337) и его мать царица Елена (247-327).

Св. Константин был воспитан в уважении к христианской религии. Отец его, император Констанций I Хлор, не преследовал христиан, тогда как во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям. После смерти отца Константин в 306 г. был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. В ряде войн он, с помощью Божией, разбил своих противников и объединил Римскую империю под своей властию. По молитвам Константина, Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью "Сим побеждай". В 313 г. Константин издал Миланский эдикт о веротерпимости, и по мере побед Константина, в 323 г., действие эдикта распространилось на всю Римскую империю. После трёхсот лет гонений христиане получили возможность открыто исповедовать свою веру. Более того, покровительством императора и его матери, христианство стало обретать статус государственной религии. По повелению императора в 325 г. был созван I Вселенский Собор, отцов которого мы славили в предыдущую неделю. Император перенёс свою столицу из Рима в город Византию, которая была переименована в Константинополь. Перед смертью Константин принял святое Крещение. Константин стал первым христианским императором, и при нём произошёл перелом в жизни христиан. Язычество отошло на второй план.

Будучи христианкой, св. Елена много делала для Церкви. К концу жизни она, получив видение во сне и при содействии своего сына, отправилась в Иерусалим на поиски Животворящего Креста Господня.

Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретён св. Еленой и Иерусалимским Патриархом Макарием в 326 г. (праздник Воздвижения 27 сентября, 14 сентября с.с.).

В честь этого великого события назван наш храм.

Св. царица приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова. Св. Елена отдала Животворящий Крест на хранение Патриарху, часть же Креста взяла с собой для вручения императору. Раздав в Иерусалиме щедрую милостыню и устроив трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала, святая царица Елена возвратилась в Константинополь.

За свою деятельность по распространению христианства Елена канонизирована в лике равноапостольной - чести, которой удостоились ещё только 5 женщин: Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, княгиня Ольга и просветительница Грузии Нина.

в начало Празднество Владимирской иконе Божией Матери установлено в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея. Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери - главную святыню Москвы, - в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому святому, блаженному Василию, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена. Татарскому хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Татары в страхе бежали, столица Русского государства была спасена.

Празднование иконе Божией Матери Владимирской совершается также 23 июня и 26 августа по с.с.

в начало Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна было около 850 года (сведения о Первом и Втором обретении помещены 24 февраля). Во время волнений в Константинополе в связи с ссылкой святителя Иоанна Златоуста (память 13 ноября) глава святого Иоанна Предтечи была унесена в город Емесу. Оттуда во время набегов сарацин она была перенесена (около 810-820 гг.) в Команы и там, в период иконоборческих гонений, была скрыта в земле. Когда иконопочитание было восстановлено, патриарху Игнатию (847-857) во время ночной молитвы было указано в видении место, где скрыта глава святого Иоанна Предтечи. Первосвятитель сообщил об этом императору, который послал посольство в Команы, и там глава была в третий раз обретена, в указанном патриархом месте, около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь 25 мая положена в придворной церкви, часть святой главы находится на Афоне. В память Третьего обретения главы Крестителя Господня Иоанна празднование 25 мая.

в начало Митрополит Антоний (Храповицкий). Пятидесятница.

"Видехом свет истины, прияхом Духа Небесного," - поем мы на каждой литургии. Но в чем прежде всего проявляется в нас приятие Духа Святого? В нашем единстве во Христе друг с другом. Например, молитвы мы возносим обычно уединенно, но вдумайтесь в обычные наши молитвы утренние и вечерние: - как редко мы молимся о себе и как много молитв о нас. "Приди и вселися в ны." Когда особенно сильно нас охватывает благодать, то мы стремимся призвать всех в единение и согласно славить Пресвятого Духа. Вот почему на Пасху читаем евангелие на многих языках: мы хотим, чтобы все понимали причину своего радостного единения и своего стремления заключить всех в объятия. Так снова мы видим чудо схождения Св. Духа, когда на разных языках люди говорили о том же. Тогда не стало национальных разделений, ибо обычно незнание языка сопровождалось национальной ненавистью и разделенностью.

"Видехом свет истины" - эта любовь объединяющая нас друг с другом в Боге. Это единение сердечное, единение в духе. Помните, что разобщенность людей и замкнутость человеческая есть следствие наших грехов и греховности и охлажденности сердец. Наш долг эту разобщенность и охлажденность изгонять и стараться знать сердечную жизнь людей, устанавливать единение и понимать друг друга с полуслова. Надо пронимать людей сердечно, а не только грамматически. Нужно сердечное внимание, нужна сердечная чуткость и сердечная деликатность. Строившие Вавилонскую башню перестали понимать и речи и сердце. Когда нет сердечного единения, то люди перестают понимать друг друга. И наоборот: когда есть единство духовное и сердечное, то люди выучиваются непонятной понятливости и понимают один другого.

Будем же помнить, что Господь в соединение всех призвал, и будем согласно славить Пресвятого Духа. Аминь.

в начало Иеромонах Мефодий. Троица: Утешитель.

В день сошествия Святого Духа на Апостолов Святая Церковь подводит нас к порогу своей благодатной жизни. "Да молчит всякая плоть человеческая"... Здесь нечто большее. Здесь то, чего не может понять, принять и вместить в тесные свои рамки разум человеческий.

Принесена великая последняя кровавая жертва. Подвиг жертвенной любви открыл миру необъятные просторы Отеческого благоволения.

"Вы друзья Мои ... Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего," - говорил Господь в прощальной беседе Своим ученикам (Иоан. 15:4-15).

И дальше: "Еще много имею вам сказать, но вы теперь не можете вместить; когда придет Он, Дух Истины, то наставит вас на всякую истину" (Иоан. 16:12-13).

И вот ныне - день пришествия Духа Истины, день встречи Божественного Утешителя с алчущей и жаждущей утешения человеческой душой, торжественно празднует Святая Церковь.

В Сионской Горнице были апостолы... "Бысть шум, якоже носиму дыханию бурну," свидетельствует стихира церковная. В виде огненных языков сошел и почил над главами Христовых учеников Дух Истины и Утешения Божественного. Обрела наконец, душа человеческая, сущая по природе христианка, тот источник живой воды, по которому она тосковала и к которому стремилась, которого найти не могла.

"Приди, и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны," - стало молитвой, почувствовавшей освобождение, души.

"Стяжание Духа Святого Божьего," вот, в определении преподобного Серафима, идеал жизни христианина на земле. Молитва, бдение, пост, милостыня - все это только средства к приобретению божественной полноты бытия, к уготовлению души для встречи Утешителя.

Но слишком много преград стоит теперь, братие, между нами и духовным миром, чтобы не только" взыскать, но иногда даже просто понять радость освящения. Осуетился мир... Слишком предался радостям и печалям житейским. Заглушили они в нем глаголы жизни вечной.

И в день сошествия Святого Духа на апостолов напоминает нам Святая Церковь о забытом нами утешении, призывает нас взыскать богатство духа, нами утраченное, почувствовать мир и его неправду. Взыскать Бога и Его правду - зовет она нас. За пределом нашего обыденного мира открывается мир Христовой благодати. Труден и тернист путь, лежащий между этими двумя мирами.

Но только там, в царстве Христовой Благодати, подлинное отечество каждого из нас.

Господи, иже Пресвятого Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый: Того, Благий, не отими от нас, но обнови нас молящихтися.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления